В 1787 году Россия развязала новую войну против турецкого государства, стремясь полностью уничтожить мусульман Северного Причерноморья. Армия под командованием Г. Потемкина вторглась в Едисан и осадила Очаков. Город был взят русскими ценой огромных потерь. В отместку турецкий гарнизон и население города были почти полностью вырезаны.
В декабре 1790 года российские войска осадили одну из сильнейших крепостей Османской империи — Измаил. 22 декабря войска Суворова пошли на штурм. Турки, татары и ногайцы отчаянно сопротивлялись, но отстоять укрепления не смогли. 26 тысяч защитников города пали на стенах и улицах Измаила.
То, что произошло после взятия города, описал впоследствии русский историк Н. Орлов. «В 4 часа пополудни победа была решена окончательно, Измаил покорен; теперь продолжались только убийства и грабеж. Невзгоды осадного времени и упорное сопротивление неприятеля раздражили победителя до последней степени: он не давал никому пощады; под ударами рассвирепевших солдат гибли все, — и упорно оборонявшиеся, и безоружные, даже женщины и дети; горами лежали груды трупов, частью раздетых донага. Даже офицеры не могли удержать людей от бесцельного кровопролития и слепого бешенства.
Согласно заранее данному Суворовым обещанию, город был предоставлен на 3 дня во власть солдат… поэтому на другой и на третий день продолжались еще случаи насилий и убийства, а в первую ночь до самого утра раздавалась трескотня ружейных и пистолетных выстрелов. Грабеж принял страшные размеры. Солдаты врывались в дома и захватывали всевозможное имущество: богатые одежды, драгоценное оружие, украшения; купеческие лавки были разбиты, и по трупам их владельцев новые хозяева стремились к добыче; многие дома стояли полуразрушенными, обитатели их лежали в крови, повсюду слышались вопли о помощи, крики отчаяния, хрипение умиравших; покоренный город представлял ужасающее зрелище».
С тех пор в память о взятии Измаила ежегодно 24 декабря в России отмечается День воинской славы.
Очередная русско-турецкая война закончилась в 1791 году. По ее результатам к России отошли земли Едисана. До 1768 года на них проживало не менее 300 тысяч ногайцев, турок и крымских татар. В результате двух военных кампаний эта территория пришла в полное запустение, что позволило Российской империи начать ее активную колонизацию. Что касается мусульманского населения, то оно было частично уничтожено, частично выселено в Крым и Приазовье. Значительная часть ногайцев ушла в Буджак, еще остававшийся под властью Османской империи.
После смерти в 1796 году Екатерины II Россия на некоторое время отложила свои планы по дальнейшему завоеванию Северного Причерноморья. Это было вызвано Великой французской революцией и участием русской армии в войнах с Наполеоном. Но как только на европейских фронтах наступило временное затишье, в 1806 году Россия снова начала наступление на Османскую империю.
Война с перерывами продолжалась почти шесть лет. Несмотря на полное превосходство русской армии на поле боя, царю Александру I приходилось постоянно оглядываться на Англию и Францию, которые, по разным причинам, оказывали поддержку Стамбулу. И в этот раз жертвами российской агрессии стали мусульманские народы, населявшие территорию Буджака — ногайцы и турки.
Участник этой войны, автор «Энеиды», украинский писатель Иван Котляревский в своем дневнике сообщает о том, что до прихода русских войск в Буджаке было 212 сел, в которых жили ногайцы. По его мнению, Буджакская орда была в состоянии выставить не менее 30 тысяч воинов. В результате переговоров, в которых принимал участие и сам Котляревский, ногайцам была обещана «доброта и приязнь», а также немалые финансовые выгоды от пребывания оккупационной армии в Буджаке. «Таким образом сей…недоверчивый народ был благополучно преклонен к российской стороне», — пишет Котляревский.
Но обещания были вероломно нарушены завоевателями — подавляющая часть мусульманского населения была вынуждена покинуть Буджак, часть ногайцев принудительно переселили в Крым, а также Приазовье, где царское правительство пыталось из них создать лояльное завоевателям «казачье войско». Но эта затея закончилась полным провалом. Превратить тюрок-мусульман в «верных Его императорскому величеству казаков» не удалось.
О том, что Россия осуществляла геноцид именно по религиозному признаку, свидетельствует тот факт, что к середине XIX столетия в междуречье Дуная и Кубани (за исключением Крыма) не осталось ни одной действующей мечети, а подавляющая часть мусульман была либо уничтожена, либо изгнана с родных мест.
Александр Степанченко, специально для «Ислам в Украине»