Первое письменное сообщение о пребывании готов в Крыму, оставленное современником и очевидцем событий, датируется 404 годом. Его автором является известный церковный деятель Иоанн Златоуст. Находясь в ссылке в городе Кукус, он написал письмо, адресованное диакониссе Олимпиаде:
«Мне сообщили монахи имения Марсы <…>, что диакон Модуарий прибыл со сведением, что Унила, этот удивительный епископ, которого я однажды рукоположил и послал в Готию, после многих великих достижений умер, и он (Модуарий) пришел и принес письмо короля готов с прошением, чтобы был послан им епископ. Так как я не вижу другого средства исправления против угрожающей катастрофы, как промедление и отсрочку — ибо им невозможно совершить плавание к Боспору и в те районы теперь, — устрой дело так, чтобы они отложили пока (отъезд) из-за зимы».
Как видим из письма Иоанна Златоуста, Готия (Готланд) к началу V века была христианизированной страной, имевшей своего епископа. Однако христианизация готов началась намного раньше. Еще в первой половине IV века готы стали принимать новую религию. Особенно активно этот процесс пошел после того, как епископом Готланда был назначен Вульфила.
Вклад Вульфилы в культуру готов поистине огромен. Он перевел Библию на готский язык, при этом создал саму письменность, используя буквы латинского, греческого и рунического алфавита. Стоит отметить, что найденные в начале ХХ века в Крыму граффити были сделаны с использованием письменности, созданной Вульфилой, и это свидетельствует, что готы многие столетия сохраняли культурные достижения периода империи Германариха.
В начале VI века византийский историк Прокопий Кесарийский повествует о военных столкновениях между булгарским племенем утигуров и крымскими готами, которых он называет готами-тетракситами. В результате этого столкновения часть готов была вынуждена переселиться на земли Кубани. Однако и утигурам не было суждено отпраздновать победу: ослабленные, они не смогли противостоять византийским войскам, захватившим город Боспор (Керчь), и вслед за готами последовали на Кубань.
В своей книге «О постройках» Прокопий сообщает важные сведения о том, где именно жили крымские готы:
«Здесь (в Крыму) есть некая страна вдоль берега, называемая Дори, где давно готы поселились, которые, не следуя за Теодорихом, отправляющимся в Италию, но оставались там и до моего времени являются союзниками римлян (имеется ввиду Восточная Римская империя, Византия. — Авт.) и участвуют в их походах вместе с ними, отправляющимися против своих врагов всегда, когда царю (императору Византии) хочется. Они достигают трех тысяч (воинов), и, что касается военных действий, они наилучшие, и, в отношении сельского хозяйства, они ловко сами возделывают свою землю и они самые гостеприимные из всех. Эта страна Дори лежит на возвышенности земли, она, однако, не является ни каменистой, ни отталкивающей, но хорошей и производящей лучшие фрукты. Города однако царь не построил, так как здешние люди не выдерживают сидеть взаперти за оградой, но на равнине более всего желают всегда поселиться».
Стоит обратить внимание на комментарий на сообщение Прокопия, современного украинского историка В.Сидоренко:
«Этническая принадлежность населения Дори, объединяемого у Прокопия <…>,; общим названием „готы“, требует обстоятельных исследований <…>, маловероятна его принадлежность к гото-германским племенам».
Скептицизм Сидоренко является типичным для представителей советской исторической школы, отказывающихся признать как письменные, так и археологические свидетельства пребывания готов на землях Украины.
Когда в конце VII века в Крыму появились хазары, готы, имевшие в то время значительную степень автономии, поддерживали византийцев, предоставляя в их распоряжение отряды воинов. Во время Никейского церковного собора в 787 году крымских готов представлял некий Кирилл, поставивший свою подпись на актах собора: «Кирилл, монах и представитель Иоанна, епископа готов».
В книге «Житие Иоанна Готского» рассказывается о жизни епископа Готии, а также о крымских делах. В этом трактате впервые сообщается о том, что готы начали строить фортификационные сооружения. Вероятной причиной изменения их подхода к этому вопросу стало вторжение хазар, сделавшее проблематичным защиту готских поселений на открытой местности.
Построенная готами крепость получила название Доро. Похожее название, как отметил Байер, было и у плато Дорос. Позднее созданное готами княжество носило название Феодоро. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что именно термин Доро являлся самоназванием территорий, которые готы контролировали в Крыму, а также их государственных образований.
В начале IX века на Черном море появляются норманны, выходцы из Скандинавии, известные в нарративных источниках как русы. «Житие Стефана Сурожского» сообщает о походе князя русов Бравлина на Крым. Х.-Ф. Байер в своей работе «История крымских готов» в связи с этим не без иронии замечает:
«И без исторических данных можно вообразить себе, каким образом родственники при первой встрече общались друг с другом (имеется ввиду общность происхождения русов и готов. — Авт.). Вопреки родству отношения между русами и готами почти никогда не оказывались особенно дружественными».
Вторжения русов в Крым продолжались несколько столетий. Несмотря на языковую общность, готы, вероятно, воспринимали чужаков как варваров, грабителей и насильников. Помимо этого еще одним фактором отчуждения было то, что русы-норманны были язычниками, а ведь именно религиозный фактор в средние века был мерилом идентификации «свой-чужой». Для готов христиане-византийцы были куда ближе чем далекие «родственники», пришедшие с оружием на землю Крыма.
В XI веке в Крым приходят половцы (кыпчаки), ставшие родоначальниками крымских татар. Вторжение половцев происходило не в форме завоевания территорий, а в форме проникновения, когда отдельные группы кочевников переселялись на новые территории вместе со своими семьями, вытесняя конкурентов и нападая на тех, кто оказывал сопротивление.
О первых десятилетиях после начала переселения половцев в Крым известно немного. Формально власть над большей частью полуострова осуществляет Византия, и лишь во второй половине XII века появляются сообщения о том, что половцы стали серьезной силой в Крыму. В путеводителе Аль-Идриси 1154 года упоминается Джалита (Ялта) — «город в стране аль- Куманийя», а в «Своде» Ибн аль-Асира 1230 года Судак назван «городом кыпчаков».
Что касается готов, то на рубеже XI и XII вв. регион Доро оказывается в запустении. По неизвестной причине готы покидают его и переселяются в Эски-Кермен. Причиной миграции были военные действия — об этом свидетельствуют археологические раскопки, — но кто были эти враги готов, до сих пор остается загадкой. Лишь в XIII веке готы постепенно возвращаются в Доро.
В середине XIII века в Крым вторглись монголы. Это событие полностью изменило ход истории как для готов, так и для половцев.


