Сейчас, через 100 лет после смерти выдающегося крымскотатарского политика, ученого, поэта и религиозного деятеля Номана Челебиджихана (1885–1918), который был уничтожен во времена большевистской оккупации Крыма, остро стоит вопрос по изучению положения мусульман на территории Украины в первой половине прошлого века. Ведь именно тогда были осуществлены наиболее ужасные преступления против человечности, ликвидирована религиозная сеть, а в 1944-м вообще депортирован коренной народ Крыма. Важно помнить и то, что произошло с небольшой мусульманской общиной в других регионах Украины, в том числе и с так называемыми «волынскими татарами», а именно потомками крымских и ногайских татар, которые с XVI века жили в Луцке, Остроге, Староконстантинове и многих селах и городках Волыни.
Как известно, во времена вхождения всей Волыни в состав Российской империи здесь была сформирована Волынская губерния с центром в г. Житомир. Полноценные местные мусульманские общины (с мечетями и имамами), которые к концу XIX века существовали в Остроге (Ровенская обл.) и Ювковцах (Белогорский р-н Хмельницкой обл.) входили в подчинение Таврического духовного магометанского правления (ТДМП), и даже «татарский мулла» (как этот чин фигурирует в документах) должен был быть утвержден в Крыму. В 1911–1915 годах среди мусульман Острога и Ювковцев (где в то время проживало более 300 последователей Ислама) царская жандармерия проводила обыски: искали сторонников Османской империи, большевиков, сторонников «мусульманского заговора» и др., но развертывание на Правобережной Украине активных боевых действий и дальнейшая революция заставили на время забыть о «мусульманском вопросе».
Не забыла о нем советская власть. Если в начале 1920-х годов, в ленинские времена, существовали попытки найти какой-то баланс между религией и обществом (в Крыму вместо ТДМП было сформировано Народное управления религиозными делами мусульман Крыма, НУРДМК), то уже в 1927–1928 годах эти проекты свернули, а на смену им пришли репрессии. Не обошли они и волынских мусульман, в частности ту часть, которая после 1922 оказалась в СССР (современная Хмельницкая и Житомирская обл.). Более того, близость к границе между СССР и Польшей (до которой от Ювковцев было менее 20 км.) еще больше осложняла ситуацию, поскольку пограничные отряды Государственного политического управления (ГПУ, с 1934 — НКВД) выполняли здесь функцию разоблачения разного «неблагонадежного элемента».
Волынские татары, жившие в Ювковцах и соседних селах, находились в зоне особого внимания. Так, уже в 1925 году была пресечена деятельность ювковецкой мечети, а последнего муллу Исида Ждановича заставили «отречься от сана» и написать статью об этом в один из номеров газеты «Шляхом жовтня», выходившей в Шепетовке.
После 1930 года ситуация ухудшилась еще больше. Начались хлебозаготовки, на которые население приграничных регионов реагировало отрицательно. Кто-то пытался перейти границу и найти убежище в Польше, кто-то выражал сопротивление. Так, в марте 1930-го в ответ на «раскулачивание» по региону прокатились так называемые «волынки»: были и захваты сельсоветов, и убийства наиболее активных большевистских деятелей, особенно местных активистов; на всё это власть отвечала жестокими мерами, которые в итоге завершились Голодомором 1932 и 1933 годов.
В ноябре 1930 года помощник уполномоченного 21-го Ямпольского пограничного отряда ГПУ УССР Журавлев, рассмотрев материалы о якобы «преступной деятельности» ряда лиц с целью «подготовить восстание против Советской Власти и установление Украинской Самостийной Республики», инициировал уголовное дело по статьям 54/10 («антисоветская пропаганда и агитация») и 54/11 («участие в контрреволюционной организации») УК УССР. Среди прочих, к организации, которая якобы действовала в селе Гнойница (ныне с. Полесское Изяславского р-на Хмельницкой обл.) и состояла «из бывших петлюровцев», отнесли и Исида Ивановича Ждановича (1888 года рождения), который в 1922–1925 годах был муллой местной мечети. По материалам уголовного дела, «из характеристики сельсовета и показаний свидетелей видно, что Жданович враждебно относился к мероприятиям Соввласти, проводил агитации против мероприятий Соввласти, запугивал татарское население, чтобы оно не вступало в колхоз. Жданович…. состоял в Гнойницкой контрреволюционной организации и проводил работу по подготовке восстания». Сам Жданович все обвинения отрицал, но это, разумеется, не было принято во внимание. Как следствие — в 1931 году Исид Жданович был приговорен к «высылке через ПП ОГПУ в Северный Край сроком на 3 года». Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован уже во времена независимости в 1993 году.
Еще один процесс развернулся в 1931 году против жителя Ювковцев Захария Алеевича Мухли (1881 год рождения). 15 мая 1931 года, после убийства местного председателя сельсовета Якима Наголюка, начались допросы местных крестьян. Под подозрением оказался и Захарий Мухля, который, впрочем, находился в хороших отношениях с Наголюком и в ночь убийства был у себя дома. Это не помешало следователям ОГПУ завести на мужчину другое дело, на этот раз по статье 54/10 («антисоветская пропаганда и агитация») УК УССР. В материалах дела указано, что «в Изяславское Райотделение ГПУ поступили сведения о том, что житель с. Ювковцы Изяславского района Мухля Захар Алеевич, группируя вокруг себя кулацкий антисоветский элемент, занимается антисоветской агитацией, устраивая нелегальные собрания… Мухля Захар, будучи связан с антисоветским элементом и кулачеством села, как, например, Асанович Ибрагим, в прошлом служил лет 5 стражником в г. Остроге, раскулаченный кулак, бывший стражник и татарский поп-мула, Мухля Юсуп, раскулаченный кулак, бывший татарский поп-мула, Солтык Яхья». Захарию Мухле вспомнили и то, что «во время раскулачивания кулацких земель в 1923 Мухля Захарий совместно с кулаком Асановичем Ибрагимом и со своей женой активно выступали против и Мухля пытался избить бедняка-колхозника за то, что его земля попала ему». Более того, по утверждению следователей, «во время организации в селе колхоза в 1930 году было постановлено и взята под склад татарская мечеть, после чего Мухля Захар организовал весь кулацко-антисовецкий элемент, главным образом из татар, например: Асанович Ибрагим, Солтык Яхья, Мухля Юсуф, Жданович Исид, Антонюк Иван устроили нелегальное собрание у Мухли приблизительно в апреле месяце 1930 года в часов 12 ночи, на котором Мухля заявил, что нам нужно поднять восстание и вместе с этим расправиться с активом села». Как итог, 28 января 1932 года Захарий Мухля был выслан на Север; вернулся ли оттуда, неизвестно. Реабилитирован в 1998 году.
Как заметно из этих двух дел (а волынские татары фигурировали и в других), местные мусульмане жили, работали и вели хозяйство вместе с представителями других этнических общин (украинцами, поляками), а потом еще и воевали в рядах Красной Армии, ведь среди погибших на фронтах Второй мировой жителей села Ювковцы находим и татарские фамилии Асанович, Жданович, Козакевич, Мухлио и др. Впрочем, большевистская власть специально подчеркивала этническую и религиозную принадлежность этих лиц, пытаясь выставить их «враждебным» и «антисоветским» элементом; все эти меры в итоге привели к разрушению религиозной жизни, закрытию мечети и невозможности публичного исполнения религиозных обрядов, что нанесло значительный удар по религиозной идентичности волынских татар. Дальнейшие исследования архивных документов помогут понять и то, как эти процессы отразились на жизни мусульман в других населенных пунктах Волыни.
Автор благодарен винницкому историку Сергею Фазульянову за копии документов из Государственного архива Хмельницкой области (ГАХмО, Фонд Р6193, оп. 12, д. П28626, П28627), а также своему коллеге из Центра исламоведения НУ «Острожская академия», канд. ист. наук Виталию Щепанскому за их обработку.
Михаил Якубович