О казачестве существует множество мифов. Один из самых распространенных гласит, что казачество возникло как реакция православного населения Восточной Европы на «турецко-татарскую агрессию». Этот миф не имеет ничего общего с реалиями той эпохи, поскольку противоречит главному принципу, на основе которого формировалось казачество: служить и охранять. А поскольку казаки были служилым сословием, то в его состав принимали не по этническому или религиозному принципу, а по принципу нужности и полезности того или иного индивидуума.
Хорошо известно, что среди казаков были калмыки (буддисты), татары, ногайцы и казахи (мусульмане), поляки и чехи (католики), немцы (протестанты); немало было и тех, кто исповедовал языческие культы.
Историк В. Викторин писал: «Многих представителей иноверцев в силу их профессиональной пригодности включали в состав казачьего сословия. Астраханский краевед А. Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900-х годов в донские казаки без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров».
Процесс возникновения и становления казачества растянут по времени на несколько столетий. Несомненным фактом является то, что территориально казачество возникло на стыке зоны расселения тюркских и славянских народов, на границе земледельческого и кочевого населения. Первыми казаками некоторые исследователи считают берладников, которые еще в XII веке при активном взаимодействии с половцами взяли под контроль территорию между Дунаем и Днестром, получившую название Берладь. Уже тогда берладники — беглые крестьяне из княжеств Руси — шли на службу к удельным князьям в качестве наемников.
В Ипатьевской летописи под 1159 годом сообщается о войне между галицким князем Ярославом и его двоюродным братом Иваном по прозвищу Берладник: «И пришли к нему многочисленные половцы и берладники, которых собралось 6000». На короткое время князь Иван Берладник стал таким же символом берладников, каким позднее, в XVI веке, для казаков стал князь Дмитрий (Байда) Вишневецкий.
Во второй половине XII века Берладь являлась неподконтрольной никому землей, во многом напоминавшей Запорожскую Сечь более позднего времени. Берладники принимали участие не только в междоусобных войнах, но и организовывали самостоятельные походы с целью грабежа и наживы. Таким походом был захват важного черноморского порта Руси — Олешья, что в низовьях Днепра, в 1161 году.
В XI веке тюркские племена торков, берендеев, печенегов и др. создали конфедерацию под название «черные клобуки». Это объединение заключило союз с киевскими князьями, став опорой Руси в борьбе с половцами. Зоной расселения черных клобуков было Поросье — юг Киевского княжества. Любопытно, что именно эти земли впоследствии стали колыбелью украинского казачества. Половцы, столетиями воевавшие с Русью, благодаря межнациональным бракам, со временем стали неотъемлемой частью ее политического пейзажа.
Исследователь Ю. Селезнев пишет:
«Самым ранним браком с половчанкой считается женитьба князя Всеволода Ярославича (князя Переяславского, а позже — великого князя Киевского). Сведения о данном браке основываются на труде В. Татищева, который не пояснил источники своего умозаключения: „Всеволод I... Супруги: 1) дочь Константина Мономаха; 2) Анна, княжна половецкая; умерла в 1111-м. Дети: от первые Владимир II Мономах; от вторые Ростислав переяславский...“ Прямое указание на матримониальные связи с половцами зафиксировано в источниках под 1094 г. Тогда был заключен брак между киевским князем Святополком Изяславичем и дочерью половецкого князя Тугоркана, которая при крещении, по всей вероятности, получила имя Елена».
Основываясь на летописных сообщениях, Ю. Селезнев идентифицировал как минимум 11 браков князей Киевской Руси с половчанками. От этих браков родился 21 ребенок, которые являлись внуками половецких ханов. Пожалуй, самым известным браком была женитьба князя Даниила Галицкого на внучке половецкого хана Котяна, Анне. От этого брака родились дети: Роман, Лев, Мстислав, Шварн. Некоторым из них довелось сыграть выдающуюся роль в процессе формирования Галицко-Волынского государства.
После вторжения на Русь монголо-татар черные клобуки покидают район Поросья, однако их место занимают половцы, не желавшие подчиняться завоевателям. Отдельные половецкие отряды нанимаются на службу к киевским и переяславским князьям, занимаясь охраной границ.
После гибели темника Мамая в 1381 году его сын Мансур вместе со своими сторонниками переселяется в междуречье Ворсклы и Сулы, где создает независимое княжество. Одновременно на эти земли начинается переселение севрюков — потомков восточнославянского племени северян. Постепенно они смешиваются с мусульманским населением. В 1391 году Мансур был убит в сражении с войсками эмира Тимура (Тамерлана). Сын Мансура Лексада (Александр) принял православие и стал вассалом великого князя Литовского Витовта. Вероятно, в этот период происходит постепенная христианизация мусульманского населения княжества.
В XV веке появляются сообщения о существовании на юго-востоке современной территории Украины «ордынских казаков». О них упоминает крымский хан Менгли I Гирей в письме московскому князю Ивану III в 1492 году. Примечательно, что именно этот год принято считать датой рождения украинского казачества. Историк казачества А. Ригельман указывал, что ордынские казаки жили в междуречье Днепра и Дона. В XV веке ордынские казаки — служилые люди с достаточно размытой этнической и религиозной принадлежностью. Для литовских и украинских князей того периода важнее всего была не их вера и национальность, а их преданность, особенно в период многочисленных военных кампаний.
Недаром, когда князь Константин Острожский захватил в плен большую группу татар, он поселил их на своих землях, в районе города Острога. По своим функциональным обязанностям острожские татары мало чем отличались от казаков, при этом они хранили свою веру, как главный фундамент идентичности. Благодаря Исламу острожские татары сохранялись как субэтническая группа вплоть до середины XX столетия — даже после того, как они перестали нести охранную и караульную службы.
Помимо украинского казачества в XVI–XIX ст. возникли и другие формирования казачьего типа. Ближайшим соседом украинских казаков было Донское казачье войско, первое упоминание о котором датируется серединой XVI столетия. Оно связано с письмом ногайского князя Юсуфа великому князю московскому Ивану IV Васильевичу (Грозному). Юсуф жаловался:
«Холопы твои, некто Сыры-Азман, на Дону в трех и четырех места города поставили, да наших послов и людей наших… забирают, иных до смерти бьют».
Из этого письма можно сделать вполне однозначный вывод, что первым атаманом донских казаков был мусульманин Сары-Азман.
Донское казачество изначально было многонациональной и полирелигиозной структурой. Столетиями донские казаки поддерживали дружественные связи с Запорожской Сечью. Значительная часть казаков была родом из Украины, немало среди казаков было также крымских татар, ногайцев, черкесов и калмыков. В начале XVII века целая группа мусульман-ногайцев записалась в донское казачество. В 1687 году у города Новочеркасска ими была основана станица Татарская, в которой имелась своя мечеть. В XIX веке станица была одной из самых больших и зажиточных на всем Дону. В настоящее время от нее остались лишь четыре убогих домика...
История мусульманского казачества еще не написана. О его роли в судьбе Украины, Крымского ханства и Османской империи можно только догадываться. Некоторые важнейшие документы до сих пор скрыты в архивах, и лишь кропотливая работа историков способна пролить свет на многие ранее неизвестные факты и события.
Александр Степанченко