Городские власти города Татарбунары, который находится на юге Одесской области, заявили о возможности восстановления старинной крепости. Городской голова Андрей Глущенко пригласил специалистов в области археологии и спелеологии. Они уже провели первые исследования места, на котором, как полагают историки, располагалась османская крепость.
— До сих пор в городе среди знаменитых татарбунарских подземных источников воды высочится холм с остатками возможного фундамента крепости, а также подземными полостями под холмом, к чему со стороны татарбунарцев в наши дни проявляется немалый интерес, — сообщили в городском совете.
О существовании Татарбунарской крепости говорят многочисленные источники XVII—XIX вв. Одним из наиболее интересных из них является сообщение османского путешественника Э. Челеби. Он посетил город в 1657 году, подробно описал Татарбунарскую крепость, в том числе сообщил о ее размерах и численности гарнизона.
«Выступив вместе с войсками ислама из этого города (Измаила), мы двинулись на север и прибыли в деревню Каплыбагы. Это татарское село, [входящее в] нахие Измаила. Оттуда мы приехали в селение Коджагёльбаши. Это также татарское село. Все это земли буджакских татар. Власть измаильского мутевелли на них не распространяется. Они входят в Очаковский эйялет и находятся под властью прибрежного аги.
Отсюда мы вновь направились на север и приехали в крепость Татарбунары. По должности кадий [этой крепости], входящей в Очаковский эйялет Силистры, имеет содержание в сто пятьдесят акче. Крепость эту заново отстроил в 1046 (1636–37) году Кенан-паша в бытность свою мутасаррыфом Очаковского эйялета.
Это небольшая, прочная, четырехугольная крепость, окружность ее равна тысяче шагов. Она имеет одни ворота, открывающиеся в южную сторону, а по четырем ее углам стоят четыре высокие башни. Так как в прежние времена место, где стоит эта крепость, было заболочено и покрыто зарослями камыша, то молдавские и татарские разбойники нападали отсюда на проходившие караваны. [Ныне же] в этом необычном месте возвышается пристанище безопасности».
В сообщении Челеби стоит обратить внимание на то, что Кенан-паша «заново отстроил» крепость. Из этого можно сделать вывод, что на месте османского укрепления уже существовал замок или крепость более раннего периода. По мнению немецкого географа И. Тунманна, в период раннего средневековья Татарбунары были резиденцией половецких князей.
«Татар-Бунар, маленький город на Когыльнике, назывался в старину Кара-Буна (по-гречески „Карбона“) и был главным городом команских князей. Он лежит на высокой горе и был, по-видимому, прежде значительным и крепким городом, как указывают многочисленные развалины, находящиеся там еще и теперь», — отмечает Тунманн.
Что касается Челеби, то он остался верен себе, дав не только внешнее описание Татарбунарской крепости. Его интересовали хозяйственные, религиозные и военные аспекты жизни тех городов и селений, которые он посещал.
«В настоящее время в крепости имеется одна мечеть, склад пшеницы, небольшие удобные помещения для ста пятидесяти человек войска. Есть и комендант. А жилых построек внутри крепостных стен не заметно. Однако в прилегающем к крепости посаде имеются двести крытых камышовыми плетенками домов бедного люда, постоялый двор, одна грязная баня, виноградники и сады.
Правителем его от вакуфного ведомства является один из людей капуджибаши высочайшего двора Абдаллатиф-бея, который состоял при усопшем Кенан-паше. Он (правитель) взимает за проводимые караваны и невольников таможенную и рыночную пошлины, дает наряды войску крепости и ведает охраной дорог».
По иронии судьбы, дольше всего в Татарбунарах из османского наследия сохранялись развалины «грязной бани», которые видел А. Пушкин, посетивший город в 1821 году.
Впервые Татарбунарская крепость была захвачена российской императорской армией в ходе русско-турецкой войны в 1770 году. К этому времени она уже не представляла собой серьезного фортификационного сооружения. По Бухарестскому миру 1812 года весь Буджак, включая Татарбунары, перешел под власть Российской империи. Новые власти не интересовались судьбой обветшалой крепости. Всего за несколько лет она была разобрана на стройматериалы местным населением.
Холм, на котором стояла крепость, известен своими источниками подземных вод, а также фрагментами крепостных стен. Нынешние городские власти Татарбунар выступили с инициативой по реализации историко-культурного проекта под названием «Памятник археологии местного значения «Татарбунарская крепость». Если эта инициатива будет поддержана на уровне областных и центральных властей, то вполне возможно, что уже довольно скоро в Одесской области станет на одну крепость больше.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»