Эмин-паша — сын выдающегося математика, ученого-реформатора, выходца из Крыма Хусейна Рыфкъы и первый крымский татарин, который закончил Кембриджский университет. В первой половине XIX века стал одним из наиболее ярких представителей новой интеллектуальной элиты Османской империи.
Видеосюжет об одном из ярчайших представителей интеллектуальной и научной элиты Османской империи первой половины девятнадцатого века стал очередным в серии научно-популярных короткометражных документальных фильмов в проекте издания «Крым. Реалии» — «Тугра». Драматические страницы истории Крымского ханства и истории Крыма размещены в видеоблогах крымского историка Гульнары Абдулла.
Автор текста и ведущая Гульнара Абдулла, режиссер Фатима Османова, оператор и режиссер монтажа Эльдар Халилов, автор идеи и продюсер Эмине Джеппар.
В видео использованы иллюстрации из сайтов Cbssr.ibb.gov.tr и Gezgindergi.wordpress.com, а также музыка известных крымских авторов и исполнителей Энвера Измайлова и Афизе Касара.
— Сегодня, когда речь заходит о знаменитом Кембриджском университете, сразу же вспоминаются его знаменитые выпускники — Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Френсис Бэкон, Джеймс Максвелл, Джордж Байрон, — такими словами ведущей начинается видеосюжет под названием «Эмин-паша — выпускник Кембриджа».
Но, как замечает Гульнара Абдулла, этот список можно дополните именем еще одного легендарного человека:
— Имя его почти никогда не фигурирует в списке бывших студентов этого вуза, а между тем — это выдающийся ученый, представляющий в ХIX веке научную элиту Османской империи. Эммин-паша — первый крымский татарин, который закончил престижный Кембриджский университет, был сыном выдающегося математика, ученого, реформатора, в течение двадцати двух лет ведущего преподавателя в Высшей Султанской академии в Стамбуле, автора многочисленных научных трудов, полиглота, выходца из Крыма Хусейна Рыфкъы.
Именно Эмин-паша стал одним из наиболее ярких представителей новой интеллектуальной элиты Османской империи первой половины девятнадцатого века.
В 1835 году в Стамбульской Султанской академии было принято решение — направить в Англию группу молодых людей для того, чтобы они получили фундаментальное европейское образование. Путем жесткого отбора было выбрано несколько молодых студентов академии. Среди них оказался и Эмин-паша — уже тогда он подавал большие надежды.
Поступив в один из старейших европейских университетов, молодой человек выбирает факультет точных наук и спустя несколько лет успешно завершает обучение. Он становится одним из лучших студентов и перед ним открываются новые перспективы в Европе. Известно, что Эммин-паша по окончании Кембриджского университета в Европе не торопился возвращаться в Стамбул: молодой ученый подает свое исследование в ректорат на соискание должности преподавателя Кембриджа (к слову сказать, написанное на французском языке), однако до сегодняшнего дня неизвестны причины, почему Эммин-паша не остался в Лондане в качестве преподавателя. Некие обстоятельства заставили его вернуться в Османскую империю — здесь его диплом был оценен по достоинству и очень скоро он приступает к преподавательской деятельности.
Эмин-паша становится вскоре одним из наиболее авторитетных османских ученых своего времени в области точных наук и военного дела. В Стамбуле его карьера стремительно взлетает — и спустя несколько лет мы видим его уже высокопоставленным чиновником ряда военно-образовательных ведомств.
По возвращении из Англии тогда еще не Эмин-паша, а Эмин-бей получает звание генерал-майора и, несмотря на свой молодой возраст, назначается директором Султанского военного училища — одного из ведущих в области реформ учебных военных заведений Османской империи. Но это было только начало — через некоторое время он получает почетный титут паши, становится членом военного совета — а чуть позже и его председателем.
Достойный сын своего выдающегося отца, Эмин-паша прошел яркий и насыщенный событиями жизненный путь. Султан и государственный совет — диван высоко ценили заслуги этого крымского татарина, сделавшего для Османской империи так много в области просвещения и военного дела. Поэтому нет ничего удивительного в том, что со временем Эмин-паше предлагают возглавить еще один почетный государственный орган — меджлис и маариф — своего рода министерство просвещения Османской империи.
К сожалению, сегодня мы располагаем очень малыми сведениями о том, как складывалась личная жизнь паши, и поэтому историкам еще только предстоит узнать о тех событиях, которые были в жизни этого крымского татарина.
В завершение видеосюжета ведущая дополнила информацию об Эмин-паше, рассказав, что он был маршалом Османской империи и командующим османскими войсками в Румелии, а чуть позже — губернатором Дамаска.
После себя Эмин-паша оставил ряд опубликованных (в том числе -и на французском языке) научных работ по математике, физике и военному искусству, которые актуальны и по сей день.
Однако, это не единственный крымский татарин, оставивший свой след в истории в общественно-политической жизни Османской империи.
В статье Наримана Абдульваапа, где рассматривается тема крымтатарской эмиграции (хиджрет) и диаспоры, называется немало имен крымских татар — выдающихся деятелей того или иного периода.
Так, автором приводится один из довольно многочисленных примеров:
— Последний садразам (глава кабинета министров) Османской империи Ахмед Тевфик-паша, Герай по материнской и отцовской линии, бывший в свое время кроме прочего и посольским служащим и официальным послом Османского государства в Италии, Австрии, Греции, Германии, Росии, Англии и т. д., был женат на принявшей ислам швейцарке Элизабет Вольфисберг — дочери высокопоставленного чиновника (начальника управления государственной безопасности) г. Берна. Один из их сыновей, Исмаил Хаккы Окдай, выпускник Берлинской Военной Академии, стал зятем последнего Османского Султана — Мехмеда IV Вахидеддина, один же из внуков, Гювен Окдай, взял в жены принявшую ислам польскую графиню Стенгиерску.
Особый интерес исследователя вызывает тема участия крымских татар в становлении османско-турецкого образования европейского образца. Вновь называется имя выдающегося османского математика, ученого-реформатора, ведущего преподавателя знаменитого Султанской инженерной академии — Хусейина Рыфкы Крымского:
— Ни одно из исследований по истории реформ в сфере образовательного процесса в Турции в соответствующий период не обходится без того, чтобы не воздать должное выдающемуся крымскому ученому и педагогу, знавшему латынь, греческий, французский, английский, арабский и персидский языки, и обеспечившему образовательный процесс необходимыми учебными пособиями собственного авторства, в том числе и переводами с вышеуказанных языков, — пишет Нариман Абдульваап.
Как отмечает исследователь, присутствие крымских татар на арене общественно-политической и культурной жизни Османской империи не ограничивается лишь непосредственно османским периодом в истории Крымского ханства — с 1475 по 1774 год.
— Контакты существовали как до взятия османами Кафы — на протяжении XIV—XV вв., так и после Кучук-Кайнарджийского мира — вплоть до двадцатых годов XX века. В результате, в настоящее время мы располагаем именами сотен и сотен крымтатар и их потомков, так или иначе оставивших след в истории Османского государства.
Нариман Абдульваап также пишет о том, что в ходе истории наблюдается непрерывное нарастание присутствия крымских татар, причём, как в «количественном», так и в «качественном» отношении:
— Особенно ярко это наблюдается в период с конца XVIII по 20-е годы XX столетия. Причины известны — вынужденная массовая эмиграция. Напомним лишь, что, по сведениям ряда учёных, за указанный период Крым вынуждено было покинуть, по меньшей мере, 1,8 млн. крымских татар. Именно в этот период, который в отношении Крыма и крымских татар можно охарактеризовать не иначе, как период национальной катастрофы, крымские татары и их потомки начинают играть весьма значительную роль в общественно-политической, экономической и культурной жизни Османской империи, в частности, занимая весьма высокие, а порой, ключевые посты в государственных управленческих структурах, а также приобретая широкую известность в сфере науки, образования, литературы и искусства.
Крымских татар и их потомков, занимавших видное положение в Османской империи, можно разделить на несколько групп: это были и представители руководящего аппарата различных государственных, административно-политических, финансовых и судебных ведомств, как в центре (включая центральное правительство), так и в провинциях; и наивысшие чины османского мусульманского духовенства; и представители управленческого аппарата различных дворцовых служб; высокопоставленные чиновники военных ведомств; влиятельные сановники различных представительных органов; выдающиеся деятели науки, литературы и искусства.
— Если говорить подробнее, по каждому из вышеперечисленных пунктов, то вырисовывается следующая картина, — пишет исследователь. — Крымские татары присутствуют, прежде всего, среди членов Диван-ы хумаюн — Верховного совещательного совета при султане (сочетавшего функции государственного совета и высшего судебного органа), а также в составе других властных структур, выполнявших управленческие функции. Среди крымских татар и их потомков мы видим, в первую очередь, самого садразама — великого везира, главу султанского правительства, а также других наиболее высокопоставленных османских чиновников, таких как нишанджи (хранитель султанской печати и сводов султанских законоположений, один из высших султанских сановников), кадыаскеры Анатолии (Европейская часть Османской империи) и Румелии (Азиатская часть Османской империи) (кадыаскер — второе после шейхульислама лицо в иерархии османского мусульманского духовенства, выполнявшее функции верховного судьи), деф-тердары различных ведомств (дефтердар — высший чин в столичном или провинциальном финансовом ведомстве, казначей), реис-уль-куттаб (или реис-эфенди — один из заместителей садразама, управлявший канцелярией Порты и ведавший вопросами внешних сношений, глава внешнеполитического ведомства). Крымтатары присутствуют среди глав различных финансовых ведомств — министров (назир) финансов, общественных работ, вакуфов и т. п., а также среди высших чиновников таможенных, налоговых, снабженческих и различных сельскохозяйственных служб, департаментов печати, образования и т. д.
Особо Нариман Абдульваап упоминает о крымских татарах, бывших губернаторами (бейлербей, вали) различных провинций (эялетов) и крупных областей (санджаков) Османской империи. Выходцы из Крыма в разное время управляли более чем тридцатью османскими провинциями (Кефе, Тунис, Озю (Очаков), Босния, Салоники, Скопье, Призрен, Крит, Адана, Трабзон, Хиджаз, Тырхала, Кастамону, Анкара, Румели, Мараш, Шехризор, Силистра, Карс, Ниш, Кюстендил, Видин, Джаник, Измит, Нигболу, Кайсери и др.).
Среди крымских татар — главы различных османских представительных органов, в частности, Высшего совета юстиции (Меджлис-и вала), Государственного совета (Шура-йи девлет), Военного совета (Сераскериата — Дар-ы шура-йи аскери) и др., а также послы и посольские служащие Османской империи в Австрии, Германии, Греции, Италии, Англии, Франции, России.
Как утверждает автор исследования, присутствуют крымские татары и среди представителей высшего османского мусульманского духовенства.
— Среди них мы видим, прежде всего, самого шейхульислама — главу всех османских улемов и высшего авторитета в вопросах богословия и религиозного права, а также: уже упоминавшихся кадыаскеров Румелии и Анатолии — заместителей шейхульислама, муфтиев различных рангов (муфтий — богослов-законовед, имеющий право выносить свои суждения в виде официальных религиозных постановлений — фетв), фетва эмини — начальника отдела по принятию фетв в управлении шейхульислама, многочисленных кадиев (судей) самых различных кадылыков (судебных округов) во всех частях Османской империи (Кефе, Стамбул, Мекка, Египет, Бурса, София, Иерусалим, Медина, Дамаск, Диярбекир, Галата, Белград, Эдирне, Кутахья, Филибе (Пловдив), Сакыз, Босния, Халеп, Измир, Эйюп и т. д.). Среди крымтатар встречаем накыб-уль-эшрафа — главу сейидов (потомков пророка Мухаммеда), внушительное количество мудеррисов — преподавателей османских медресе (в том числе, наиболее престижных (см. ниже)), и даже одного реис-уль-упема — почётного главу всех улемов (религиозных авторитетов).
Среди представителей духовенства необходимо особо выделить целый ряд имён известных суфийских наставников — шейхов — различных дервишеских орденов (кадирийе, хальветийе, накшбендийе, саадийе и др.). В настоящее время мы располагаем сведениями более чем о тридцати шейхах крымского происхождения, возглавлявших известные суфийские обители как в Стамбуле, так и в провинциях. Сохранились и некоторые написанные ими трактаты по теории и практике суфизма, а также поэтические произведения.
Весьма значительным выглядит присутствие крымских татар и в руководстве различных военных ведомств. Каптан-ы дерья (или каптан-паша — начальник всеми морскими силами Османской империи), сераскер (главнокомандующий, военный министр), топчубаши (начальник артиллерии), джебеджибаши (начальник главы латников), хумбарахане назыры (управляющий завода боеприпасов). Что же касается воинских званий, то представлен практически весь их спектр: майоры, полковники, генералы, маршалы и т. д.
Достаточно широко представлены крымские татары и на руководящих постах различных дворцовых служб. Чаушбаши (один из заместителей великого везира, следивший за исполнением принятых решений), имам-ы султани (личный имам султана), муэззинбаши (глава придворной службы муэдзинов), сыр-кятиб (личный секретарь султана), капыджибаши (глава привратников — титул дворцового служащего, выполнявшего обязанности фельдъегеря и порученца по важным делам), бостанджибаши (глава султанских телохранителей), каведжибаши (глава «кофейной» службы), мабейинджи (управляющий внутренних покоев дворца), мимарбаши (главный придворный архитектор), ваканювис (официальный придворный историограф), башходжа Эндеруна (ведущий преподаватель и воспитатель придворной академии Эндерун), наконец, мирахур (шталмейстер, конюший) — вот далеко не весь перечень дворцовых должностей, многие из них, кстати, соответствовали генеральскому званию.
Крымскими татарами вписаны яркие страницы и в историю развития османской науки: математики, химии, военного дела, медицины, так называемых «мусульманских» наук (в частности, мусульманского права — фикх), а также искусства — музыки, каллиграфии, часового искусства и др. Наконец, нельзя не сказать о крымских татарах-поэтах, писателях, литераторах, журналистах, историках, занявших достойное место в истории османской литературы.
ВИДЕО: http://ru.krymr.com/media/video/27207612.html