«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (Коран, 17:1).
Аят Священного Корана, начинающий суру «Аль-Исра» («Ночное путешествие») — первое упоминание о святости Иерусалима для мусульман. Как известно, некоторое время Иерусалим даже служил кыблой (направлением молитвы) и лишь позднее кыблой стала Мекка. В хадисе сказано:
«Три мечети достойны путешествия к ним: Запретная мечеть [в Мекке], моя мечеть [в Медине] и Отдаленная мечеть [в Иерусалиме]" (Аль-Бухари).
Исторически Иерусалим (Бейт аль-Макдис, или Кудс) — одно из важнейших мест Ислама. С этим местом, принадлежавшим разным мусульманским государствам — Арабскому халифату, государству Фатимидов, Мамлюкскому султанату, Османской империи, — связана величественная история мусульманской науки, культуры, религии. Здесь, в Иерусалиме, работали и ученые, происходившие из Украины. Например, суфий Мухаммад аль‑Кырыми (XIII в.) — мечеть его имени сохранилась до наших дней.
Уже в средние века главная мечеть Иерусалима, Аль-Акса (Отдаленная мечеть), стала комплексом двух святынь: Аль-Аксы, возведенной во времена праведного халифа Омара, и мечети Куббат ас-Сахра (Купол на скале), сооруженной в конце VII в. Омейядами. За исключением недолгого господства крестоносцев, когда эти мечети были христианскими храмами, они практически никогда не закрывали своих дверей. Вокруг этих двух мечетей в самом сердце Иерусалима формировалась и соответствующая мусульманская инфраструктура. Собственно, и сейчас блестящий купол Куббат ас-Сахры — один из символов древнего города. В XX веке при поддержке мусульманских правителей Ближнего Востока обе мечети неоднократно обновлялись и приобрели современный вид.
Впрочем, XX век стал чрезвычайно проблемным для всего исламского наследия Палестины. Арабо-израильский конфликт, который четко поляризовал не только Ближний Восток, но и весь мир, привел к тому, что сам Иерусалим и «Храмовая гора» (иудейская название), в частности, стали предметом спора израильтян-иудеев и палестинцев, ведь на месте Аль‑Аксы, согласно иудейской исторической концепции, когда-то стоял Иерусалимский Храм (Храм Соломона), главная святыня иудаизма.
Для палестинцев Аль-Акса стала символом сопротивления и борьбы за собственную государственность. Сейчас этот вопрос так политизирован, что даже сам факт посещения мечети многими мусульманами израильские власти воспринимает неоднозначно (почти всю территорию Иерусалима, за исключением небольшой восточной части, контролирует Израиль). Израильтяне не раз запрещали палестинцам посещать мечеть, собираться здесь на молитвы.
Вообще здесь, кроме других проблем, немало сложных моментов, потому что для выезда из Палестинской автономии (так называемого «Западного берега реки Иордан» или сектора Газа) палестинцы должны получать специальное разрешение. Говорят, что основанием для ходатайства о таком разрешении может быть и желание посетить Аль-Аксу. Как рассказывали мне местные палестинцы, в конце Рамадана, например, десятки тысяч мусульман попадают в обе мечети на праздничную молитву.
Мусульмане, живущие за пределами Израиля или Палестинского государства, также имеют определенные сложности, в частности, усиленный контроль на входе. Чтобы добраться мечети Аль-Акса, пришлось договориться с одним местным, который согласился провести туда автора этой статьи. Пройдя через Ворота колен (араб. Баб аль-асбат) известной иерусалимской Виа Долороса (в христианской сакральной истории — «крестный путь Иисуса»), мы подошли к воротам, за которыми уже было видно Куббат ас-Сахру. В этом месте мне удалось даже случайно встретиться с муфтием Иерусалима, шейхом Мухаммадом Хусайном. Меня представили муфтию, и он с интересом воспринял новость о том, что Аль-Аксу приехал посетить кто‑то из самой Украины.
Далее надо было переговариваться с вооруженным охранником, а позже, уже на втором «посту», прочитать на арабском по памяти суру «Аль-Фатиха», показывая, что иду к Аль-Аксы именно с религиозной целью. Говорят, некоторых «светских» мусульман сюда не пускают, потому что, к сожалению, в наше время есть те, кто не молится регулярно и не может доказать свою принадлежность к Исламу, прочитав определенные суры.
Наконец я смог подойти прямо к Куббат ас-Сахре, где охранники спросили в который раз мое имя («пост номер два» уже доложил по рации, кто придет). На фоне сотен арабских мужчин и женщин человек европейского вида несколько контрастирует. Неудивительно, что замечаешь удивленные взгляды.
Войдя в Аль-Аксу, я был удивлен красотой этой святыни. Впечатления действительно трудно передать. Мечеть благоустроенная и чистая: кто‑то из посетителей спал на полу, шуршали вентиляторы — словом, царил покой, присущий мечетям арабских стран.
Выйдя из Аль-Аксы и пройдя довольно красивый фонтан, я попал в подземную часть Аль-Аксы («старую часть»). Здесь на входе также была охрана, набранная, судя по всему, из израильских арабов, которые внимательно наблюдали за посетителями. Только перед михрабом молилась группа мусульман из Пакистана или из Индии.
Покинув подземную часть, я поднялся на гору. Заметил, что, кроме привычных плакатов с хадисами и другими религиозными текстами, на выходе висело объявление с просьбой молиться за Алеппо и Мосул, где продолжаются кровопролитные бои. Фактически во дворе вблизи Куббат ас-Сахры и Аль-Аксы чувствуешь себя как в арабской стране, но, в то же время, за сотню метров ниже — Стена Плача, где царит совсем другая, уже специфически иудейская атмосфера. Оба мира разграничивают стены. Собственно, любой, посещая различные религиозные места в Иерусалиме, убедится, что стены формируют лицо этого города. Еще больше отличается стена у восточного Иерусалима, которую Израиль строит на воображаемой границе с Палестиной (на самом деле территорию до границы с Иорданией контролируют именно израильтяне, а палестинское самоуправление ограничивается городами и селами).
Итак, попасть в Аль-Аксу все‑таки можно. Однако это вряд ли возможно для жителей тех арабских стран, которые не признают Израиль как государство, а таких, собственно, большинство. Контроль за местом, где расположен комплекс Аль-Акса, сама идея допускать туда только мусульман — это попытка избежать провокаций, что в целом выгодно и палестинцам, и израильтянам. Пожалуй, на данном этапе израильско-палестинских отношений это именно тот баланс, который позволяет избегать прямых столкновений. С 2002 года, после окончания очередной военной операции, в Иерусалиме и на прилегающих территориях Западного берега реки Иордан царит довольно напряженная, но относительно мирная атмосфера. Впрочем, конфликтогенность растет, прежде всего вследствие строительства израильских поселений в регионе, сооружаемых на стратегических высотах.
Как будет развиваться ситуация, сказать трудно, но до сих пор Аль-Акса и Куббат ас-Сахра, несмотря на все ограничения, остаются местами поклонения, и к ним приковано внимание мусульман всего мира.