Феномен ислама с точки зрения религиоведа и богослова: лекция-диспут в ИКЦ Киева

Феномен ислама с точки зрения религиоведа и богослова: лекция-диспут в ИКЦ Киева
Феномен ислама с точки зрения религиоведа и богослова: лекция-диспут в ИКЦ Киева
Феномен ислама с точки зрения религиоведа и богослова: лекция-диспут в ИКЦ Киева
Феномен ислама с точки зрения религиоведа и богослова: лекция-диспут в ИКЦ Киева
Феномен ислама с точки зрения религиоведа и богослова: лекция-диспут в ИКЦ Киева
Феномен ислама с точки зрения религиоведа и богослова: лекция-диспут в ИКЦ Киева
22.03.2019
Оцените статью: 
(293 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

В Исламском культурном центре Киева 13 марта 2019 года состоялась открытая лекция «Феномен ислама: сущность и возникновение». Тему раскрывали два лекторы: с религиоведческой позиции — известный украинский ученый, религиовед Игорь Козловский, а с теологической, богословской точки зрения — заведующий отделом по ознакомлению с историей и культурой ислама Всеукраинской ассоциации «Альраид» шейх Тарик Сархан.

Игорь Козловский во вступительном слове напомнил присутствующим, чем отличаются эти два подхода, отметив, что наука рассматривает то или иное явление, предмет обсуждения — в нашем случае ислам — как процесс, и для ученого не существует авторитетов при поиске ответов на вопрос «как возникло это явление» или «почему оно возникло»; ученый должен постоянно сомневаться. Тогда как богословская позиция более статична, процесс исследований теолога достигает глубины, несомненно опираясь на авторитеты (для ислама это Коран и Сунна).И если религиовед при исследовании спрашивает «почему» или «как», то богослов — «зачем», «для чего» — то есть, богослов ищет сущность явления, его внутреннее наполнение, его значение.

Что касается самого ислама как вероучения, то Игорь Козловский заявил, что это явление требует основательного исследования. По его мнению, европоцентризм, обедняя восприятие современного человека, мешает полностью постичь глубины ислама.

Тарик Сархан отметил рационализм ислама как вероучения, при котором исчез конфликт между научным и религиозным подходом. В качестве примера он предложил следующее утверждение: вера достигается в исламе через сомнения. «Ты сомневаешься, спрашиваешь, ищешь ответы, практикуешь, убеждаешься… Любой вопрос, с позиции ислама, должен подвергаться сомнению — даже вопрос о Боге», — уточнил господин Сархан. Также шейх заметил, что наука претендует на знание, но не имеет претензий на истину — и богословский подход также не может иметь претензий на истину, не может открыться человеку во всей своей полноте в этой жизни.

Игорь Козловский отметил, что это утверждение шейха только подтверждает направленность богословского подхода на поиск смыслов, сущности явлений.

Далее лекторы рассказали предыстории появления ислама, а также раскрыли различия психологии восприятия в европейской и восточной традициях, которые заключаются в том, что психология человека, воспитанного в западном культурном поле, — визуальная, тогда как на востоке — аудиальная. То есть восприятие окружающего формируется за счет слушания, говорения, через создание глубинного образа.

В течение более трех часов обсуждения рассматривались различные аспекты темы, в частности докладчики рассказали, почему считается, что Коран не переводится, поэтому на других языках, кроме арабского (языке Откровения), людям доступны только смыслы или толкования. Также говорили о наднациональном характере вероучения, напомнив присутствующим, что араб — это не национальность.

Обсуждая тему Корана, Игорь Козловский обратил внимание аудитории на невероятно красивую архитектонику коранического текста, его стройное выстраивание. Ведь каждая сура — как блок, кирпич строения, а каждый аят в ней является откровением. Также господин Козловский вспомнил о различных подходах религиоведения как науки и богословия. Для религиоведа Писания является объектом изучения, а для богослова — священным текстом, авторитетом абсолютным.

Опроверг Игорь Козловский и упреки о том, что якобы в Коране есть заимствования из более ранних писаний. Напомнив об этногенезе семитских племен, ученый заметил: «Дело в том, что семитское пространство использовало одно и то же наследие, одни и те же переводы». При этом Игорь Анатольевич напомнил разницу между Писаниями. Если новозаветные тексты документировались через поколение после описываемых событий, то Коран записывался на свитке, как «прямая речь» Бога.

Тарик Сархан уточнил, приведя определения Корана как «прямой речи Бога, записанной словам Бога», озвучив несколько названий Послания: «Коран — читается, Китаб — записан… Музхаф — книга, а Коран — содержание, смысл записанного в книге…».

Шейх рассказал о трех периодах коранистики, а также о том, каким образом мусульмане сохранили неизменным содержание священной книги, отметив, что более четырнадцати веков с момента ниспослания арабский текст заучивается наизусть хафизами и передается в первозданном виде.

Господин Сархан объяснил, что и хадисы — рассказы о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда и его сподвижников — тоже дошли до этого времени неизменными благодаря традиции мутаватир.

«Аль-мутаватир» образовано от слова «ат-таватур», что означает «ат-татабы» (поочередное прохождение друг за другом). То есть, мутаватир — это текст, воспроизведенный большим количеством передатчиков, поэтому невозможно, чтобы они сговорились или объединились во лжи.

Присутствующие имели возможность сформулировать вопросы и получить ответы лекторов. Аудиторию интересовали вопросы шариата, в частности его связи с Кораном. Докладчики разъяснили, что шариат является законом, главным, но не единственным источником которого является Коран.

Как отметил Тарик Сархан, к основам фикха, кроме приоритетного и главного источника — Корана, вошли и другие источники. В частности Сунна, единогласны мысли исламских ученых, аналогии и скрытые аналогии, мысли сподвижников, доисламские писания (Ветхий и Новый заветы), местные традиции — адат, принципы «оставить, как есть», а также принцип общественной пользы.

Интересовались присутствующие и тем, сколько существует толкований Корана, каким из них можно доверять; почему та или иная сура Корана имеет именно такое название; сколько экземпляров Корана, записанных при жизни Пророка, сохранилось в мире до настоящего времени; почему несмотря на утверждение, что Аллах — милостивый, любящий и прощающий, в Коране несколько десятков раз встречается слово «грех» и говорится, что Аллах не любит грешников; правдивы ли прогнозы, что ислам вскоре станет крупнейшей религией в Украине и в чем его растущая популярность?

Ни один из вопросов не остался без подробного и обоснованного ответа лекторов, а в отношении ислама в Украине, то Игорь Козловский напомнил, что Украина — поликонфессиональная и мультирелигиозная страна, где существует более 40 000 религиозных организаций различных направлений, разных конфессий.

Также господин Козловский отметил, что ислам всегда сопровождал историю Украины путем взаимопроникновения культур, отметив следующее: «В нашей стране каждый имеет право на свободный духовный поиск, а ислам привлекает многих своей целью, своей ясностью в повседневности». Именно поэтому, как считает господин Игорь, во время своего заключения в застенках боевиков (Игорь Козловский находился в плену террористов так называемой «ДНР» на протяжении двух лет — ред) он был свидетелем обращения пленников к исламу.

Тарик Сархан добавил: «Ислам в Украине расцветает потому, что здесь витает дух вольности и взаимоуважения. Религия, как растение, которое подпитывает религиозная толерантность как животворная жидкость, а свобода религий является воздухом».

«Стоит отметить важную роль ислама и мусульман в становлении гражданского общества в Украине. Сейчас, как никогда, христиане, мусульмане, иудеи объединяются вокруг Украины, чувствуя себя украинцами больше, чем некоторые наши соотечественники. Роль мусульман в жизни Украины стремительно растет, ведь они защищают ее от врага на передовой, отстаивают интересы страны за рубежом. Они демонстрируют нам пример верности собственной традиции и толерантности, открытости к другим; показывают, что ислам является универсальным, мировым явлением и частью гражданского общества разных стран. Он может быть мирным, конструктивным, социальным феноменом, который находится в диалоге с наукой, философией, правом…. Блестящий диспут-диалог религиоведа Игоря Козловского и теолога Тарика Сархана о феномене ислама! Казалось бы — разные подходы и методология, но единство в огромном уважении и восхищении исламом. Увидел ислам по-новому!»- восторженно озвучивает свои впечатления от открытой лекции один из участников мероприятия Геннадий Христокин, доцент Университета Государственной фискальной службы Украины.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.