Восточные ворота Луганска

1
Луганские мусульмане
27.07.2010
Оцените статью: 
(412 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

«Молодогвардеец», 1.07.2010

В конце мая в Луганске на улице Павловской (между кварталами Гаевого и Героев Сталинграда) появилась первая в городе Соборная мечеть. На торжественной церемонии открытия присутствовал, в том числе, и раввин луганской синагоги. Это ли не признак того, что на Луганщине не существует межконфессионной вражды?

Зачем нужна Луганску мечеть; можно ли считать ислам воинствующей религией; и не становятся ли луганские мусульмане жертвами ксенофобских проявлений – эти вопросы «Молодогвардеец» решил обсудить с председателем правления религиозной организации «Салам», докторантом Восточноукраинского университета им. В. Даля Сейфуллой Рашидовым, арабистом, доцентом ЛНУ им. Т. Шевченко Зией Саидовым, имамом Луганской Соборной мечети Мухаммадом Алустазом и с руководителем женского клуба мечети Фаридой Уразовой.

«Ваш Бог и наш Бог – един»

– Зачем Луганску нужна мечеть?

Сейфулла Рашидов: Украина многоконфессиональная страна. В соответствии с Конституцией нашего государства каждый имеет право на свободу совести, мировоззрения и вероисповедания. В Украине проживает свыше полумиллиона мусульман. В Луганской области этнических мусульман примерно 25–30 тысяч. У них тоже есть свои духовные потребности, есть право быть атеистом или следовать своей вере. В мечеть приходят примерно представители 30 государств. Очень много молодежи: студенты вузов, большая часть из них – это индусы и пакистанцы. Самая высокая посещаемость у чеченцев и дагестанцев. Низкий показатель у азербайджанцев и татар.

– Славяне принимают ислам?

– Да. Это очень образованные ребята, бизнесмены, но их количество незначительно. Я читал в книге Московского института философии: в Европе на начало 2000 года свыше миллиона неэтнических мусульман приняли ислам.

– Что, на ваш взгляд, люди другой веры находят в исламе?

– Есть такая точка зрения, что Европа погибает, так как оторвалась от христианских корней. Примерно в пяти странах разрешены однополые браки. Помните, как покойный Квасьневский показывал на кадры свадьбы Элтона Джона с мужчиной и говорил: «Разве такие ценности Евросоюза нужны католической Польше?» Возможно, европейцы ищут спасение в исламской системе, где более строгие правила. Мусульмане отличаются взаимовыручкой, поддержкой, солидарностью и взаимопомощью. Это характерно, конечно, для всех религий, этносов и народностей, но в исламе выражено более четко.

– В нескольких словах расскажите об основных отличиях ислама от христианства.

– В исламе много общего и с христианством, и иудаизмом. Сошлемся на такой аят Корана: «Мы верим в то, что ниспослано вам и нам. Ваш Бог и наш Бог – един. И мы ему покоряемся». А отличие – это, конечно, ритуалы и обряды. Мусульманину пять раз в день надо молиться. Желательно, в понедельник и в четверг соблюдать пост. У нас всего два праздника. Это окончание Поста и окончание Хаджа. Праздник Разговения и праздник Жертвоприношения. Важное место занимает ритуал раздачи мяса. Накануне праздника следует зарезать барана или верблюда. Покупать верблюда должны семь человек. Одну треть оставить себе, одну треть – родственникам, одну треть – нуждающимся. Мы осенью раздали около тонны мяса по всей области. Причем не только мусульманам. Мы признаем Библию, Евангелие, Тору. Мы признаем всех пророков, которые были до пророка Мухаммада.

Террористы ориентируются не в Коране, а в курсах иностранных валют

– Некоторые христиане считают ислам религией воинствующей, призывающей убивать неверных, а прилагательное «исламский» ассоциируют исключительно со словом «террорист»…

– Ислам – это не только 23 года пророчеств пророка Мухаммада. Исламу почти 1500 лет. Некоторые зафиксированные Откровения от Всевышнего пришли к пророку Мухаммаду в тех или иных исторических обстоятельствах. Мы не можем отрицать, что было много конфликтов, много войн как внутри исламского мира, так и исламского мира с внешним. Поэтому там есть призывы к насилию и убийствам. Но речь идет именно о тех исторических временах! Недавно мусульманские ученые пересмотрели фатфу средневекового учения про Джихад. По мнению богословов, фатфа, которая появилась во времена монгольских нашествий на земли мусульман, неприемлема в современном мире, поскольку разделения на территорию ислама и на территорию неверных в современном мире не существует.

Я сам дагестанец. И у меня глубокие сомнения, что люди, которые убивают в Чечне или в Дагестане, имеют какие-то представления о Коране. Я абсолютно убежден, что они хорошо ориентируются в курсе иностранных валют.

Стереотип о том, что ислам пропагандирует войну, вдалбливают в сознание людей, прежде всего СМИ. Андрей Кураев в книге «Как относиться к исламу после Беслана?» пишет: «Я глубоко убежден, что центры, которые проектируют всякие теракты, находятся далеко на Западе». Поэтому находить основания для применения насилия в Коране – это в корне неверно и неправильно.

– Что нужно сделать для принятия ислама?

Мухаммад Алустаз: Нужно следовать пяти столпам ислама: признание единобожия, молитва, налог в общину, пост и хадж, то есть паломничество в Мекку. Как видите, никакого джихада тут нет.

– Еще одним стереотипом является положение женщин, которые лишены всяких прав…

– Исламский пророк говорит, что рай находится у ног матери. В другом случае Пророк говорит, что самый лучший из вас тот, кто самый лучший для своей жены. В нашей религии принято опекунство. Мужчина – отец, брат, сын – обязан кормить и защищать маму, сестру, дочь. В исламских странах женщина получает наследство после смерти родителей. А мужчина перед свадьбой обязан платить жене дорогой брачный подарок, у мусульман – это знак, что этот мужчина готов обеспечить семью. Даже после развода муж должен содержать жену, пока она не обустроилась. По моему мнению, западный мир пытался вывести женщину из дома, поставить ее на базаре и потом съесть то, что она заработает. Мусульманка имеет право торговать, делать свой бизнес, работать в государственном и частном учреждении. Но только на тех работах, которые не наносят ущерба ее женской чести. Так какое же положение женщины в исламе? Она – королева!

Фарида Уразова: Мы на уроках женского клуба изучаем все, что касается ислама. По списку у нас больше 40 женщин, но приходит до 20. В основном, это украинки, которые приняли ислам. Мы всегда говорим, вы просите сами у Господа Бога, чтобы он нас направил на правильный путь. У нас нет принуждения. Принимают ислам не только жены мусульман, но и незамужние девушки. Мы всегда говорим арабам, которые женятся на славянках, что они не имеют права заставлять своих жен принимать ислам. Но знать основы религии своего супруга она должна, хотя бы из уважения к нему и к его семье.

«А мы думали, мечеть – это так страшно»

– Как и за какие средства строилась луганская мечеть?

Зия Саидов: В исламе есть традиция, когда в семье кто-то умирает, то она выделяет средства на благотворительность. Прежде всего на строительство мечетей. Большой вклад в строительство нашей мечети внес мусульманин из Кувейта, у которого умерла мама. На открытии мечети был его сын и был консул Кувейта. Второй источник финансирования – вложения бизнесменов из местной общины. Знаете, в исламе не принято афишировать, на чьи деньги построена мечеть. Мы с трудом пригласили представителя Кувейта, он даже не остался на торжества, за полчаса до церемонии улетел домой.

– Какой распорядок жизни луганской мечети?

Сейфулла Рашидов: Молитвенный день - пятница. В остальные дни люди тоже приходят. В мечети работает исламский культурный центр, библиотека, курсы изучения восточной культуры и арабского языка. Здесь иностранцы учат русский язык, а дети учатся чтению Корана и арабскому письму. Все это бесплатно.

У нас часто гости. Только в этом месяце у нас было 5 групп. Рассказываем им, что такое ислам, чтобы разрушить существующие стереотипы. В начале июня было 30 ветеранов Великой Отечественной, мы их кормили пловом, вручили подарки. Когда говорили с председателем Артемовского райисполкома, мы не просили, чтобы к нам мусульмане пришли. Мы не спрашивали ни национальность, ни веру, но случайно среди них оказался один мусульманин.

Была турецкая делегация, сотрудницы библиотеки Горького. Они все удивлялись нашему гостеприимству и нашей общительности и когда уезжали, то говорили: «А мы думали, мечеть – это так страшно».

Зия Саидов: Мы хотим, чтобы наш центр был небольшим окном в мусульманский мир. В Коране сказано: «Мусульмане должны быть лучшей общиной». Вот мы и стараемся.

– С другими конфессиями сотрудничаете?

Сейфулла Рашидов: Мы приглашали на открытие мечети все конфессии. У нас были ксендз отец Гжегож Рапа и раввин Луганской области Шалом Гопин, были в гостях кришнаиты, буддисты. Мы открыты для диалога со всеми.

Зия Саидов: Мы взяли на себя инициативу – пригласить представителей разных конфессий, пообщаться, наладить диалог. Мы также собираемся ходить в гости к другим конфессиям: в их школы, в их центры. Ведь чем больше диалогов, тем меньше почвы для ксенофобии. Луганчане, наверное, видели бигборд, который мы повесили к православной Пасхе, накануне посоветовавшись с епархией: «Мусульмане желают всем мира и добра».

«Мы будем свободны тогда, когда будем рабами закона»

– Не приходилось ли мусульманам сталкиваться с ксенофобскими проявлениями?

Сейфулла Рашидов: На бытовом уровне, может быть, кто-то и скажет: «Ой, в платках ходят, понаехали». Ни со стороны общества, государства или других конфессий мы не чувствуем ни притеснений, ни унижений. А вообще, все мы живем в обществе тотальной ксенофобии. Мы говорим на жителей западной Украины «западенцы» и «бандеровцы», а они нас называют «москалями» и «схидняками».

А мусульмане в Луганске ведут себя хорошо. Мы вынуждены жить рядом с другой культурой, с другой религией. Мы должны следовать законам и нормам Конституции государства, в котором живем. Как говорил Цицерон: «Мы будем свободны тогда, когда будем рабами закона».

В нашей стране – 45 тысяч иностранных студентов. Больше всего иностранцев в отдельно взятом вузе учится в Луганском медуниверситете. И это свидетельствует о том, что у нас многонациональный и многоконфессиональный регион. Из личных бесед со студентами, которые приезжают к нам из Харькова и Донецка, я знаю, что там ситуация хуже, чем у нас.

– Некоторые украинские студенты иногда жалуются на агрессивное поведение выходцев из восточных стран...

– Я хочу подчеркнуть, что далеко не все иностранные студенты ходят в мечеть. Те, которые ходят, у нас на виду каждый день. Они воспитанные, дружелюбные, трудолюбивые, не пьянствуют, их даже по городу не увидишь вечером. Остальные – не учатся, взятки дают, ходят по ночным клубам. Конечно же, на дискотеках дерутся. Когда это привязывают к исламу, это просто смешно. Мы же не говорим, что на дискотеке подрались христиане или иудеи. Это опять-таки стремление СМИ на любом уровне продуцировать ксенофобию.

– Что вы от имени мусульманской общины хотели бы пожелать читателям «Молодогвардейца»?

Зия Саидов: Больше духовности всем. Истинно верующему человеку нечего искать в чужом кармане, в чужом доме и на чужом лице нечего искать какие-то изъяны. Мы хотим, чтобы и в других конфессиях было так же много молодежи, как и у нас. Тогда меньше было бы агрессивности. Если у молодого человека нет духовности, то каким бы образованным он ни был, неизвестно, что из него вырастет. Ведь в основе любой веры лежат принципы: не убей, не грабь, не прелюбодействуй.

Мы же хотим в нашем родном крае остаться мусульманами. И мы будем прилагать все усилия для сохранения мира, для того, чтобы ближним было лучше, теплее, приятнее от того, что мы здесь живем и работаем.

В связи с техническими проблемами на момент публикации на сайте «Молодогвардеец», оригинал статьи взят с сайта lugansk.proua.com.

Другие публикации на сайте «Молодогвардеец»:

Под знаком полумесяца. Почитать Аллаха в Луганске непросто

Публикации на тему в украинских СМИ:

Открытие Луганской Соборной мечети («ОстроВ»)

Мусульмане откроют в Луганске мечеть. И будут ежегодно поздравлять христиан с Пасхой («ОстроВ»)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.