15 мая в Острожском
Как свидетельствуют сохранившиеся документы, впервые мусульмане появились в Остроге около 1512 года, после битвы под Вишневцами, где князь Константин Иванович Острожский захватил большое количество пленников. Впрочем, довольно быстро с пленных «татары» (скорее всего, это были выходцы из южных степей, «степные татары» или даже ногайцы) превратились в местную элиту, получив немалые привилегии и став на службу в роли личной охраны княжеской резиденции в Остроге. Документы за 1608 и 1620 года описывают целую улицу Острога, которая и до сих пор называется «Татарская». Здесь находилась мечеть (первая в Западной Украине!) и жили десятки татарских семей, уже частично ассимилированных. Наряду с другими татарскими общинами Речи Посполитой, острожские татары получали немало привилегий от королевской власти, имели достаточно большие земельные наделы, освобождались от определенных видов налогов
По нашим данным, Острожская мусульманская община прекратила деятельность во время Второй мировой войны. По крайней мере, на сохранившемся мусульманском кладбище последние могилы датируются
Открытие выставки, которая содержит девять больших стендов, позволяет глубже заглянуть в историю острожских мусульман. Здесь собраны самые ценные артефакты — рукописный Коран, переписанный в 1804 году острожским татарином Мустафой Адамалиевым, долгое время хранившийся в местной мечети, которой уже не существует. Эта уникальная рукопись, сохранившаяся в Острожском
На выставке также представлены уникальные вещи, связанные с народной медициной, которую практиковали (и практикуют до сих пор) острожские татары. Сохранены специальные записки с рецептами и молитвами, которые касаются разных жизненных случаев и болезней. Эти молитвы записывались на арабском, а также подавались в транслитерации на украинском. Среди них находим и записочку с известным в мусульманской обрядовой практике «айатом
Среди «текстовых» артефактов, связанных с местными татарами только опосредованно, но чрезвычайно интересные с точки зрения видения Ислама, представлено и издание латиноязычного перевода Корана (Базель, 1550 год). Эта работа долгое время хранилась в соседнем монастыре (а именно в с. Дермань Острожского района, где в свое время был настоятелем известный украинский богослов Мелетий Смотрицкий), став предметом для многочисленных комментариев на полях, выполненных на греческом и латинском языках. Несколько сотен примечаний на полях (в основном сравнений с Библией), автором которых мог быть и сам Мелетий Смотрицкий, свидетельствуют о большом интересе к Корану в Остроге
Представлены на выставке и многие документы уже ХХ века. Прежде всего это фотографии и документы местных татарских семей, которые позволяют составить представление об антропологических особенностях местных мусульман. Некоторые из их потомков проживают в Остроге и до сих пор и даже посещали открытие выставки.
Можно увидеть на выставке немало памятников материальной культуры — молитвенные ковры, посуду, мебель и другие предметы «восточного» происхождения, либо принадлежавшие местным мусульманам, либо сохранившиеся в местных коллекциях.
Экспозиция будет действовать до конца августа этого года. Хочется верить, что со временем, в еще более полном составе, она будет представлена не только здесь, в Остроге, но и в других городах Украины, поскольку история мусульманских общин на западе и в центре нашего государства остается огромным «белым пятном». Открытие же новых страниц истории является свидетелем бесспорного факта: на Западной Украине мусульманское меньшинство веками мирно сосуществовало с христианским большинством, что и показывает пример Острога. А учитывая тот факт, что, кроме Острога, существовали подобные общины во Львове, Луцке, Староконстантинове и других городах, становится очевидным, что этот пример был далеко не единичным.
Михаил Якубович специально для Ислам в Украине