«Татары в Остроге»: открыта уникальная выставка о западноукраинских мусульманах

«Татары в Остроге»: открыта уникальная выставка о западноукраинских мусульманах
29.06.2015
Оцените статью: 
(325 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

15 мая в Острожском историко-краеведческом заповеднике (г. Острог, Ровенская обл.) состоялось мероприятие, которое, без преувеличения, не имело прецедентов ни в этом регионе, ни в Украине в целом. Речь идет об экспозиции «Татары в Остроге», посвященной 500-летней истории мусульманской общины в самом городе и его окрестностях.

Как свидетельствуют сохранившиеся документы, впервые мусульмане появились в Остроге около 1512 года, после битвы под Вишневцами, где князь Константин Иванович Острожский захватил большое количество пленников. Впрочем, довольно быстро с пленных «татары» (скорее всего, это были выходцы из южных степей, «степные татары» или даже ногайцы) превратились в местную элиту, получив немалые привилегии и став на службу в роли личной охраны княжеской резиденции в Остроге. Документы за 1608 и 1620 года описывают целую улицу Острога, которая и до сих пор называется «Татарская». Здесь находилась мечеть (первая в Западной Украине!) и жили десятки татарских семей, уже частично ассимилированных. Наряду с другими татарскими общинами Речи Посполитой, острожские татары получали немало привилегий от королевской власти, имели достаточно большие земельные наделы, освобождались от определенных видов налогов и т. д. Тесно поддерживались и связи с соседними татарскими общинами (в частности с татарами Ювковцов, сейчас это Изяславский район Хмельницкой области), а также с единоверцами на территории современной Польши, Беларуси, Литвы, Крыма, Казани. В конце XIX века Острожская община насчитывала более сотни татарских семей, среди которых были и родственники первого украинского востоковеда Агафангела Крымского (в Остроге он провел два года жизни, учась в местной гимназии).

По нашим данным, Острожская мусульманская община прекратила деятельность во время Второй мировой войны. По крайней мере, на сохранившемся мусульманском кладбище последние могилы датируются 40-ми годами прошлого века. На сегодняшний день в Остроге и соседних городках и селах проживает всего несколько семей с татарскими фамилиями, преимущественно смешанного национального состава. Впрочем, несмотря на значительную ассимиляцию, осталось еще несколько человек, которые не только признают свою татарскую, но и мусульманскую идентичность.

Открытие выставки, которая содержит девять больших стендов, позволяет глубже заглянуть в историю острожских мусульман. Здесь собраны самые ценные артефакты  рукописный Коран, переписанный в 1804 году острожским татарином Мустафой Адамалиевым, долгое время хранившийся в местной мечети, которой уже не существует. Эта уникальная рукопись, сохранившаяся в Острожском историко-краеведческом заповеднике, остается единственным известным в Украине памятником рукописной традиции «западных татар» (или польско-литовских татар), который содержит весь арабский текст Корана. Подобные образцы можно найти только в соседних странах, в частности Беларуси, Литве и Польше, где наследие этой группы татар сохранено намного лучше. Еще одна интересная рукопись, созданная, очевидно, в соседних Ювковцах, так называемый «хамаил» («книга, которую носят»), переписанная в 70-х годах XIX века, которая сейчас сохранилась в частной коллекции. Этот манускрипт содержит сборник молитв и фрагменты из переводов Корана, среди которых можно найти не только типичные для этих текстов польские, но и украинские слова. Кроме рукописных текстов, пользовались острожские татары и печатными  так, в экспозиции присутствуют два издания так называемых «казанских Коранов» (которые выдавались в Казани с начала XIX в.). Среди литературы, которая хранилась в некоторых семейных архивах, можно найти и страницы из печатных изданий на османском языке. Эти факты, в свою очередь, показывают, что острожские мусульмане имели тесные связи с единоверцами из других регионов.

На выставке также представлены уникальные вещи, связанные с народной медициной, которую практиковали (и практикуют до сих пор) острожские татары. Сохранены специальные записки с рецептами и молитвами, которые касаются разных жизненных случаев и болезней. Эти молитвы записывались на арабском, а также подавались в транслитерации на украинском. Среди них находим и записочку с известным в мусульманской обрядовой практике «айатом аль-курсе» (сура аль-Бакара, 255: «Аллах! Нет Бога, кроме Него, Живого, Сущего»), а также сурой «Аль-Ихляс»: «Скажи: Он  Аллах  Единственный». И хотя, судя по особенностям почерка, переписывались эти записки поколениями, которые не знали арабского языка, бросается в глаза стремление сохранить молитвы такими, какие они пришли из более ранних источников.

Среди «текстовых» артефактов, связанных с местными татарами только опосредованно, но чрезвычайно интересные с точки зрения видения Ислама, представлено и издание латиноязычного перевода Корана (Базель, 1550 год). Эта работа долгое время хранилась в соседнем монастыре (а именно в с. Дермань Острожского района, где в свое время был настоятелем известный украинский богослов Мелетий Смотрицкий), став предметом для многочисленных комментариев на полях, выполненных на греческом и латинском языках. Несколько сотен примечаний на полях (в основном сравнений с Библией), автором которых мог быть и сам Мелетий Смотрицкий, свидетельствуют о большом интересе к Корану в Остроге XVIXVII века. Возможно, этому способствовала не только геополитическая ситуация (владения Острожского были едва ли не последним форпостом Речи Посполитой на пути к Крымскому ханству), но и активное участие острожских мусульман в жизни города.

Представлены на выставке и многие документы уже ХХ века. Прежде всего это фотографии и документы местных татарских семей, которые позволяют составить представление об антропологических особенностях местных мусульман. Некоторые из их потомков проживают в Остроге и до сих пор и даже посещали открытие выставки.

Можно увидеть на выставке немало памятников материальной культуры  молитвенные ковры, посуду, мебель и другие предметы «восточного» происхождения, либо принадлежавшие местным мусульманам, либо сохранившиеся в местных коллекциях.

Экспозиция будет действовать до конца августа этого года. Хочется верить, что со временем, в еще более полном составе, она будет представлена не только здесь, в Остроге, но и в других городах Украины, поскольку история мусульманских общин на западе и в центре нашего государства остается огромным «белым пятном». Открытие же новых страниц истории является свидетелем бесспорного факта: на Западной Украине мусульманское меньшинство веками мирно сосуществовало с христианским большинством, что и показывает пример Острога. А учитывая тот факт, что, кроме Острога, существовали подобные общины во Львове, Луцке, Староконстантинове и других городах, становится очевидным, что этот пример был далеко не единичным.

Михаил Якубович специально для Ислам в Украине

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.