Миграция через призму межрелигиозного диалога: представители различных религий искали пути решения проблем переселенцев

Миграция через призму межрелигиозного диалога: представители различных религий искали пути решения проблем переселенцев
Миграция является положительным явлением, а чтобы избежать конфликтов, нужно диалогировать и находить объединяющие факторы, — муфтий ДУМУ «Умма»
Міграція через призму міжрелігійного діалогу: представники різних релігій шукали шляхи вирішення проблем переселенців
Миграция и межрелигиозный диалог — иудеи, христиане и мусульмане делились своими мыслями
Миграция через призму межрелигиозного диалога: представители различных религий искали пути решения проблем переселенцев
Міграція через призму міжрелігійного діалогу: представники різних релігій шукали шляхи вирішення проблем переселенців

8 декабря во Львове состоялся Межрелигиозный симпозиум «Миграция через призму межрелигиозного диалога: взгляд иудаизма, христианства и ислама», организованный Духовным управлением мусульман Украины «Умма» и Центром межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас».

В первой части мероприятия докладчики сосредоточили внимание на религиозных аспектах миграции, а также делились личным опытом того, как вера, религиозные убеждения помогали в новых обстоятельствах жизни. Еще один вопрос касался видения этого сложного понятия, в частности, на фоне трагических военных событий, происходящих в Украине.

Так, муфтий ДУМУ «Умма» шейх Саид Исмагилов, который является коренным жителем Донецка и с началом боевых действий на Востоке Украины был вынужден переехать в Киев, отметил, что большая часть мусульман выезжают из Крыма или Донбасса из-за того, что испытывают там преследования по своим религиозным убеждениям.

Приводя примеры из книг Священного Писания, он отметил, что и в Библии, и в Коране описывается такое понятие, как миграция:

 Например, история Авраама, который переселяется на Святую землю (Ближний Восток), и там начинается новая, большая история человечества: берут свое начало авраамические религии, история еврейского и арабского народов и т. д.

По мнению господина муфтия, хотя мигранты не всегда приносят с собой только положительные изменения, в целом миграция является положительным явлением, а чтобы избежать конфликтов, трудностей и недоразумений, нужно диалогировать и находить то, что будет объединять и обогащать уже новую общину, составным элементом которой становится население, вынуждено эмигрировавшее.

Адель Дианова, директор Всеукраинского еврейского благотворительного фонда «Хесед-Арье», отметила, что в еврейской традиции миграция является очень распространенным явлением, но, в отличие от шейха Саида, высказала мнение, что в ней нет ничего положительного и нормального.

Преподаватель кафедры библейских наук Философско-богословского факультета УКУ Галина Теслюк в своем докладе подчеркнула, что рождественский нарратив позволяет нам понять современных украинцев, которые мигрируют семьями, а также как опыт Христа помогает понять и изменить наше отношение к этим людям:

 В нарративах Рождества мы видим семью, которая является переселенцами из-за политических угроз. Мария и Иосиф перебираются из Назарета в Вифлеем (из Вифлеема в Иерусалим), позднее  эмигрирует в Египет, и это для них другой опыт, где они были чужаками без устойчивой, упорядоченной жизни, друзей или семьи, абсолютно зависящие от других. И Христос, имея опыт переселенца, учит, что надо сменить свое отношение к человеку и воспринимать его не по определенным категориям, а прежде всего как образ и подобие Божие.

Участники мероприятия обсуждали также социальные программы и проекты для переселенцев от благотворительных фондов, в частности Всеукраинского еврейского благотворительного фонда «Хесед-Арье», образовательных учреждений (на примере Украинского католического университета) и религиозных организаций (в частности ДУМУ «Умма»).

В течение второй части встречи проектами по сотрудничеству с внутренне перемещенными лицами и мигрантами поделились Оксана Рубай (руководитель Львовского городского центра социальных служб для семьи, детей, молодежи), Алим Алиев (руководитель ОО «КрымSOS») и священник Сергий Дмитриев (заместитель председателя Синодального отдела социального служения Eleos-Украина).

Особым гостем этого мероприятия был профессор Мариуш Маршевский, сотрудник института Востока Исторического факультета Университета Познани, который рассказал о современном состоянии мигрантов в Польше и в новых посткоммунистических странах, входящих в Евросоюз (Словакия, Чехия, страны Прибалтики и Балкан). По его словам, в странах «Старого Евросоюза» социальные программы гораздо более развитые, чем в странах «Нового Евросоюза». Что касается Польши, то, во-первых, она сама стала страной, с которой уже длительное время происходит постоянная трудовая миграция, во-вторых, трудовые мигранты из Украины не являются беженцами и не имеют целью оставаться жить в этой стране, а в-третьих, они заполняют собой тот вакуум, который был создан в стране в результате численной трудовой миграции из Польши в «Старый Евросоюз».

Мариуш Маршевский подытожил свое выступление заявлением о том, что необходимо требовать от государства опеки и над политическими беженцами, и над переселенцами, и над трудовыми мигрантами.

Леся Скубко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.