Мир, особенно мусульманская его часть, знает Мухаммада Асада как журналиста, социального критика, реформатора, переводчика, политического теоретика, путешественника и полиглота. Это выдающийся исламский ученый и богослов, который перевел Коран на английский, разработав к нему оригинальные толкования. А еще он непосредственно много сделал для становления Саудовской Аравии и развития независимого Пакистана, в котором стремился воплотить современные идеи мусульманского правового государства. Сейчас память об этом деятеле понемногу возвращается на украинскую территорию.
Галицкая сецессия
Леопольд Вайс, которого сейчас весь мир знает как Мухаммада Асада, родился в 1900 году в состоятельной еврейской семье во Львове. Дом, где жила семья, стоит в районе современных улиц Пекарской и Кости Левицкого, протянувшиеся от средневековых городских львовских стен к Лычаковскому кладбищу. Его отцом был известный в городе адвокат Карл Вайс, сын известного в Черновцах раввина Акивы Вайса, мать Малика принадлежала к еврейской банкирской семье Менахема Менделя Фейгенбаума. В детстве, которое прошло во Львове, Леопольд Вайс получил комплексное светское и религиозное образование, изучив с домашними педагогами иврит и арамейский язык, а также Талмуд и Танах, разбирался в Мишне и Гемаре. «Я был довольно посредственным учеником. Математика и естественные науки казались мне скучными. Гораздо больше удовольствия находил в интереснейших исторических романах Сенкевича, фантастических произведениях Жюля Верна, историях о краснокожих Фенимора Купера и Карла Мэя, стихах Рильке и сентенциях Ницше», — писал о своем юношеском обучении Мухаммад Асад в частично автобиографической книге «Ислам на распутье». Кроме немецкого, польского, идиш, Леопольд знал украинский.
В 1914 году, подделав документы (добавив к своему возрасту два года), под ложной фамилией он пошел в австрийскую армию, чтобы воевать на фронтах Первой мировой. Фальсификации были разоблачены, и парня вернули домой. Правда, в
После войны семья Вайсов переехала в Вену, где Леопольд поступил в университет, два года изучал философию и историю искусств, однако оставил это занятие для журналистики. Настроение тогдашней австрийской столицы описывают как годы тяжелого интеллектуального безвременья. «Долой идеологию, слава развлечениям!» — таков был лозунг местной «золотой молодежи» и богемы межвоенного периода. Леопольд Вайс попал в Вену эпохи сецессии, где господствовали идеи Фрейда, Витгенштейна, Герцля, Малера, Климта, додекафония Шенберга, Берга и Веберна. Будущий переводчик Корана, а тогда еще простой студент, больше времени проводил не в университетских аудиториях, а в городских кафе, где упорно спорил о модном тогда психоанализе и аналитической философии.
С 1920 до 1922 года он жил в Праге и Берлине. В последний приезжал с золотым обручальным кольцом матери, которая умерла в 1919 году, и прощальной запиской отца со своеобразным «пророчеством», что «каждый человек, который пишет в газету, закончит свой век нищим в водосточной канаве». Некоторое время работал ассистентом всемирно известного немецкого кинорежиссера эпохи немого кино Фридриха Мурнау, который, кстати, был создателем кинокартины «Носферату. Симфония ужаса», положившая начало популярности вампирских саг в европейском и американском кино. Возможно, Мухаммад Асад стал бы кинематографистом вроде Федерико Феллини или Александра Довженко, однако он решительно оставил потенциальную карьеру в киноиндустрии в пользу журналистики. В 1921 году начал работать на немецкое информационное агентство Vereinigte Telegraph, где от телефониста дорос к журналисту. Поворотным моментом в жизни молодого медийщика стала встреча с женой Максима Горького Екатериной Павловной Пешковой, которая приехала в Берлин инкогнито, чтобы собрать средства для тех, кто голодал в Поволжье. Она рассказала Леопольду Вайсу о реальных масштабах бедствия, чем открыла ему дорогу к славе. Статья, которую он опубликовал, произвела взрывной эффект. После этого несколько крупнейших немецких газет предложили ему сотрудничество. Прежде всего он принял предложение Frankfurter Zeitung, одного из немногочисленных тогдашних либеральных изданий. Примечательно, что его авторами рядом с Леопольдом Вайсом были философы Теодор Адорно, Вальтер Беньямин, социолог Макс Вебер, писатели Лион Фойхтвангер, Генрих и Томас Манны, Йозеф Рот, Стефан Цвейг и Шандор Мараи.
Между сионизмом, психоанализом и Исламом
Весьма возможно, что Леопольд Вайс так и не стал бы Мухаммадом Асадом, если бы в его жизни не совпали два важных момента. Речь идет о заинтересованности Frankfurter Zeitung политическими перипетиями Ближнего Востока, к которой добавилось еще и то, что Вайс имел близких родственников, которые переехали в Палестину. Известно, что журналисты упомянутого издания Пауль Вайтц, Фридрих Шредер и Макс Рудольф Кауфман в течение 1908–1918 годов описали приход к власти и деятельность партии младотурок, а также геноцид армян в турецкой Анатолии, что было довольно смелым шагом, ведь в Первой мировой войне Османская империя выступала союзницей Германии и
В 1922 году Леопольд Вайс отправился в Иерусалим по приглашению своего дяди по матери Дориана Фейгенбаума, одного из первых учеников основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Он перебрался туда из Вены в 1920 году, руководил местной психиатрической больницей «Езрат нашим», был консультантом по психиатрии при тогдашней британской палестинской администрации, стоял у истоков тамошнего психоаналитического общества, тесно сотрудничал с активным деятелем сионистского движения и параллельно психоаналитиком Давидом Эйдером. Очевидно, благодаря таким связям молодой журналист имел возможность пообщаться с лидерами сионистского движения в Палестине Хаимом Вейцманом, который впоследствии стал первым президентом созданного в 1948 году Государства Израиль, и Авраамом Усишкиным. Но ни психоанализ, ни сионизм не привлекли внимания Леопольда Вайса. Его захватили
В 1923 году Леопольд Вайс при содействии своего
В 1927 году Мухаммад Асад отправился в свой первый хадж в Мекку и Медину, желая приобщиться не только к теории, но и к практике Ислама. Во время путешествия от отравления умерла его жена, после чего он на шесть лет поселился в Медине, где активно работал с фондами библиотеки тамошней Большой мечети
В промежутке между 1927 и 1932 годами Асад пять раз совершил хадж в Мекку и едва ли не первым из европейцев, пусть и обращенным в Ислам, побывал практически везде на Аравийском полуострове, в частности в Неджде, закрытом для иностранцев. Живя в Мекке, он женился второй раз, на этот раз на дочери шейха из племени Шамар. Мунира, которая родила ему сына Таляля. К слову, тот стал учеником классика социальной антропологии Эдварда
Дипломат и мусульманский мыслитель
Мухаммад Асад был другом монаршей семьи саудитов, однако он был не во всем согласен с ибн Саудом. Понимая, что таким образом бросает королю своеобразный вызов, он не стал ждать момента, когда ситуация обернется против него, и отправился в путешествие дальше на восток.
Одним из первых европейцев посетил Иран времен той перестройки, которую проводил
Из Ирана он выехал в Туркменистан, в то время советский, а оттуда — в британскую Индию. В пенджабском городе Лахор встречался с духовным отцом будущего независимого Пакистана Мухаммадом Икбалом перед самой смертью последнего. Икбал убедил Асада остаться в британской Индии, чтобы разработать интеллектуальное и идеологическое обоснование построения нового мусульманского государства на территории Индостана, в четких политических терминах формулируя ему свою идею. Просил его и дальше писать о том, почему Пакистан должен получить независимость, в ведущие европейские газеты. Несколько лет после смерти Мухаммада Икбала Асад проводил вместе с создателем пакистанской политической партии «Джамаат Исламия»
По возвращении в британскую Индию Асад попал в лагерь для австрийских, немецких и итальянских граждан, где находился до
Еще до того, как в
Работа Мухаммада Асада не осталась незамеченной пакистанскими властями того времени. Буквально через два месяца после провозглашения независимости с ним связался
В 1949 году под давлением
Символично, что он первым с паспортом гражданина Пакистана посетил Саудовскую Аравию, Египет и Сирию. Но его планы по созданию панисламской организации не воплотились. В 1951 году он стал вторым лицом в пакистанском посольстве в США с рангом чрезвычайного и полномочного министра, представлял страну в ООН.
Независимость Туниса, Марокко, Алжира, стран итальянской Африки, статус Палестины, Пенджаба и Кашмира, революция в Египте — вот неполный перечень тем, к которым был причастен как дипломат Мухаммад Асад. Его карьере положил конец военный переворот в Пакистане под руководством генерала Айюб Хана, хотя тот и уговаривал его остаться на государственной и дипломатической службе. В 1955 году бывший дипломат вместе с третьей женой Полой Хамид переехал в Женеву, где задумал сделать новый перевод Корана на английском языке и толкования к нему, желая дать англоязычному миру перевод священной книги мусульман, лучший за сделанный Мармадюком Пиктголом, который не слишком хорошо знал арабский. Такой мощный проект нуждался в поддержке, которую Асад нашел в лице третьего короля Саудовской Аравии Фейсале, с которым был знаком с 1927 года. Этот перевод был издан в
Остаток своей жизни Асад провел попеременно в Женеве, Танжере и городке Михас в испанской Гранаде. Он резко осудил революцию в Иране в 1979 году, прямо назвав ее катастрофой, не видя в ней ничего мусульманского, не признал титула имама за аятоллой Хомейни. Шоком для него стала новость о войне между Ираном и Ираком. Он поддерживал связи как с монаршей семьей саудитов, так и с властями Пакистана, и они периодически приглашали его вернуться. Умер Мухаммад Асад в 1992 году в Испании, не завершив последней автобиографической книги, сделав не только для Ислама, но и для понимания христианского и мусульманского миров гораздо больше, чем его современники и предшественники.
Источник: Тиждень.ua