Настоящая сила искусства в том, чтобы суметь трансформировать реальность посредством репрезентаций. Другими словами — чтобы дать жизнь новым реальностям. Это сила, которая способна воздвигнуть параллельные вселенные. Это сила фантазии и воображения. Сила метафоры. И сила гениального индивида. Сила его индивидуальности.
Отсюда и его избранность. Искусство выбирает и отбирает своих соискателей, а если нужно, то и отталкивает. Но не силой или золотом, а только посредством символов. Символ скрывает столько же, сколько и показывает. Скрывает под своим покровом. И репрезентирует. Поэтому истина — это не то, что афишируется, а то, что репрезентируется. Она всегда на шаг дальше. Её невозможно схватить, ею невозможно завладеть. Искусство только указывает на истину из уважения и почтения к ней. Не завладеть истиной, а только приблизиться к ней, — вот что оно хочет. Почувствовать её запах. Поэтому и соблюдается дистанция, поскольку всегда предполагается какой-то интервал — совсем небольшой. Только чтобы истина могла дышать, чтобы сохранить в нас надежду, что однажды мы сможем к ней приблизиться. Вот это и есть уважение — то, чему политике и бизнесу, Силе и Золоту следует научиться у искусства. Прежде всего — уважение к дистанции. К символам. К покровам. К особенному и оригинальному.
Когда речь идет об искусстве, то позволенным становится интерес и любопытство, а запрещённым — выслеживание. «Выслеживать» означает «идти по следу», если посмотреть на корень этого слова, но это предполагает посягательство на тайну истины ради других людей. Оплошность, из-за которой разрушается дистанция. Заурядность, которая преследует выгоду. Возвышение посредственности и серости и уничтожение того, что идёт с ними вразрез и кажется слабым (Дюджане Джундиоглу, турецкий писатель и публицист; «Между силой и золотом»).
Художник — это, прежде всего, талантливый человек. В искусстве невозможно добиться каких-либо ощутимых результатов, если ты не обладаешь талантом. Вместе с тем, чтобы стать художником, одного таланта недостаточно. Есть много других составляющих, таких как усердие, внимание, терпение. Также важно попасть к хорошему учителю — мастеру своего дела. А исламская цивилизация выдвигает еще одно важное условие, которого нет в западной: чтобы стать настоящим художником, нужно выбрать путь любви и преданности Создателю и неуклонно следовать ему (Садеддин Октен, турецкий писатель и искусствовед).
Тот, кто делает работу руками, — работник. Руками и мозгом работает ремесленник. Руками, мозгом и сердцем — художник. Всё, что делается с любовью, — это и есть искусство (Алпарслан Бабаоглу, мастер эбру — живописи на воде).
Эбру — занятие для людей, обладающих глубоким эмоциональным миром и любящих Творца (Фатих Ешиль, мастер эбру).
Искусство — это умение сделать некрасивое красивым, а красивое — ещё более красивым (Ахмет Зеки Яваш, мастер каллиграфии, основатель и президент Фонда классического турецкого искусства).
Для западного художника искусство — это цель, для исламского художника искусство — это средство (Алпарслан Бабаоглу).
Искусство — мост между душами учителя и ученика. Как искусство становится властителем душ, так и создающий произведения искусства художник должен владеть этими душами. Искусство — собственный рай для художника (Танер Алакуш, художник-миниатюрист).
Искусство — это семена: сколько посеешь, столько же и вырастет (Ислам Сечен, мастер калиграфии и декорирования книг).
Искусство — это путешествие за пределы своего «Я». Это прямой угол обители нашего духа (Али Рза Озджан, мастер каллиграфии, искусствовед).
Искусство — другое название бессмертия в этом мире (Махмут Пештели, мастер эбру).
Наука представляет истинное, а искусство — прекрасное (Автор неизвестен).
Перевод с турецкого Ольги Максименко