Крымского художника Рустема Эминова решением правления Национального союза художников Украины выдвинули на получение Шевченковской премии 2016 года в области живописи.
Об этом говорится в авторском материале обозревателя, культурного аналитика Якова Сороки на Крим. Реалии.
Заслуга Рустема Эминова в украинском, а также и в постсоветском и мировом изобразительном искусстве заключается в том, что он первым из художников обратился к теме депортации крымскотатарского народа и создал целостную художественную панораму народной трагедии.
Первая часть работ этой темы — цикл «Депортация» (или «Унутма») уже широко известна: неоднократно публиковалась в прессе, экспонировалась на выставках, много картин приобретены в личные коллекции. «Депортация» была выставлена в Верховной Раде Украины. Работу над ней художник считает главной темой своего творчества и надеется, что эта серия станет основой музея народной памяти.
Сейчас Рустем Эминов в своей студии в Симферополе работает над углублением этой темы. Второй цикл полотен называется «Возвращение» (или «Авдет»). На будущее художник задумал и третий цикл «Возрождение», работу над которым он начнет после завершения второй части этого грандиозного триптиха, состоящего из нескольких сотен полотен.
О депортации в мае 1944 года почти нет визуальных документов — никто не фотографировал, не снимал кинохронику. Поэтому художнику, который задумал зафиксировать это злодеяние, пришлось опираться на человеческую память, на рассказы отца и матери, депортированных из Алушты. До сих пор там сохранился их дом, под которым растет старая шелковица, но там живут другие люди, и другие люди собирают шелковичные ягоды…
Отец Рустема Кязим Эминов был известным советским художником, членом Союза художников СССР, Заслуженным художником Узбекской ССР. Но
«Только через много лет, — рассказывает Рустем Эминов, — я понял, что отец просто не мог ничего написать на эту тему. Однако среди его полотен есть одна картина, на которой он изобразил суть нашей трагедии. И я думаю, что я правильно расшифровал тот замысел. Картина называется „Перегон стада“. Ее все воспринимают как обычное бытовое полотно, но если строгие цензоры пропустили это „мимо глаз“ и не увидели крамолы, то каждый крымский татарин, стоя перед картиной, безошибочно прочитывал ее аллегорию и понимал, о чем идет речь».
На самом деле — это сложное аллегорическое полотно. Чабаны гонят стадо овец — типичная для Узбекистана картина. Но на картине точно не узбекский вид, очертания гор — крымские, стадо гонят с цветущих вершин до низовьев пустыни, овцы разноцветные, стадо непомерно большое и конец его еще скрывается за горизонтом. Главный перегонщик на лошади в неясно прописанном военном кителе — это Сталин, пастухи — милиция, собаки по бокам — их приспешники, впереди, как всегда,
«Я понял эту картину отца именно такой, какой он ее и задумал. Поэтому, вернувшись в Крым, я решил для себя, что я должен написать то, что в условиях советской цензуры не мог написать отец. Так был задуман цикл полотен из трех частей, посвященный депортации, трагедии крымских татар», — говорит Рустем Эминов.
Как ни странно, но у Кязима Эминова в Узбекистане была всего одна персональная выставка, в поселке под Ташкентом. На ее открытии один из организаторов рассказал о картинах автора, но закончил свою речь словами «я надеюсь, что такие выставки крымскотатарских художников мы будем проводить и в Крыму», чего оказалось достаточно для немедленного закрытия выставки. На следующий день делегация жителей одного из соседних сел приехала, чтобы посмотреть полотна, но на дверях висел замок и объявление, что выставка закрыта…
Рустем Эминов с 1975 участвовал более чем в 80 художественных выставках в Узбекистане и за рубежом. Был участником первой выставки крымскотатарских художников в Крыму, которая состоялась в 1990 году. А в
Произведения Рустема Эминова внесены в собрание Государственного музея искусств и дирекции художественных выставок и панорам Ташкента (Узбекистан), в собрание Музея крымскотатарского
Его картины — трагические по содержанию. С одной стороны, это некая живописная сага о трагедии, а с другой — своеобразный документ, который свидетельствует, что это злодеяние было на самом деле геноцидом для народа: скотское вагоны, смерть детей и стариков, изможденные лица, зверские лица людей с оружием.
Вторая часть цикла написана в таких же трагических темных тонах, но она богаче и разнообразнее. Например, триптих «Мольба» представляет характерные портреты народных типов, которые осознали огромное горе, но не сдались, не покорились, взывают к Всевышнему с молитвой о справедливости и наказании преступников.
А триптих «Стена» — это всего лишь тяжелые различной формы камни, но на каждом из них обозначен год, когда советский режим придумывал и применял все новые и новые препятствия на пути возвращения народа на родину.
Примечателен автопортрет, на котором художник изобразил себя на фоне ворот, закрытых стальной цепью с тяжелым замком. Тем не менее, выражение лица художника оптимистичное, и этот настрой объясняет одна деталь картины — в замке торчит ключик, а, значит, дело возвращения на родину в руках самого народа, стоит только повернуть ключ, снять ненавистную цепь.
Триптих «
Яков Сорока — обозреватель, культурный аналитик