В 1812 году экспансия Наполеона в Европе привела к очередному витку франко-русского противостояния. 12 июня Великая армия начала переправу через приграничную реку Неман, вторгнувшись в пределы Российской империи. С самого начала войны было ясно, что французский император планирует не просто расширить зону своего влияния, но добиться от России серьезных уступок, в том числе территориальных.
Активное участие в войне 1812 года и в последующих кампаниях в Европе принимали четыре конных полка из крымских татар, сформированные в 1807 году по указу императора Александра I. До нашего времени сохранился их списочный состав офицеров (составлен в 1808 году).
Симферопольский полк:
Командир − майор Кая бей Балатуков.
Есаулы: Муратша мурза Ширинский, Мустафа мурза, Максют бей Биярсланов, Сефергазы бей, Абдуреим Челеби Ильясов 1-й.
Сотники: Мурад мурза, Осман Челеби Ильясов 2-й, Адильша мурза, Аджи мурза, Пермамбет агъа.
Хорунжие: Меджид агъа, Сеит агъа, Эрмамбет агъа Джаминский, Осман Али.
Перекопский полк:
Командир − майор Ахмет бей Хункалов 1-й.
Есаулы: Селямет бей Хункалов 2-й, Менгли Гирей мурза Ширинский, Батыр мурза Уздемников 1-й, Ягья мурза, Акъ мурза Бочала.
Сотники: Селямет мурза Хункалов 3-й, Батыр Гирей Султан, Хасан мурза Уздемников 2-й, Мустафа мурза Кантакузень, Касым мурза Карашай.
Хорунжие: Бойса агъа, Кайчу агъа, Мемедля мурза Али, Кенджамет Али.
Евпаторийский полк:
Командир − капитан Абдулла агъа Мамайский.
Есаулы: Касым мурза Мансурский, Мустафа мурза, Фетля мурза, Амет мурза Джаминский, Садыкъ агъа Кунтуганский.
Сотники: Адильша мурза Карагутский, Темирша мурза Булгак, Сартлан мурза Каракипчак, Мурат мурза, Темир мурза Джажербердинский.
Хорунжие: Боре-Акай, Абла Акай Джиенгазы, Омер-Бек, Сеит Селямет.
Феодосийский полк:
Командир − поручик Али мурза Ширинский.
Есаулы: Меметша мурза Ширинский 2-й, Джиенгазы мурза Ниязов, Аджи Гирей мурза Ширинский, Курт бей Седжеутский, Ягья агъа Сейдаметов.
Сотники: Абдул Кадыр ага, Батырша мурза Кемельчинский, Сеид Али агъа, Кая мурза Ширинский 4-й, Сеит Тегметов.
Хорунжие: Сеит Омеров, Петля агъа Омеров, Вели Чауш Алиев, Джелал Мустафа, Суин Сулейман.
Перед началом войны 1812 года Перекопский и Симферопольский полки входили в состав казачьего корпуса атамана Матвея Платова. С началом боевых действий на крымскотатарских военных была возложена задача прикрытия отступления армии генерала Багратиона. Первое серьезное сражение, в котором принимали участие Перекопский и Симферопольские полки, состоялось у Новогрудка 27 и 28 июня. В этом сражении крымским татарам противостоял 5-й польский корпус генерала Юзефа Понятовского, который входил в состав армии Наполеона. В результате боя противник был отброшен и крымцы праздновали свой первый успех.
В ходе дальнейшего отступления к Москве крымскотатарские полки не раз отличались в боях под Гродно, Могилевом и Смоленском. Важную роль сыграли они и в битве на Бородинском поле, участвуя в стремительном рейде кавалерии Платова против левого фланга французов. Впоследствии все четыре крымскотатарских полка принимали активное участие в европейском походе, закончив свой боевой путь во Франции.
Среди крымскотатарских офицеров-участников военных кампаний 1812—1814 гг. следует особо выделить командира Симферопольского полка князя Кая Балатукова. Он происходил из старинного крымского рода. Получил хорошее образование, помимо родного языка, в совершенстве владел французским, греческим и русским. Отлично знал историю, географию, алгебру и физику. На военную службу Балатуков поступил в 1793 году. Войну 1812 года начал в звании подполковника. Отличился в ряде сражений, в том числе при Бородино и Тарутино. В декабре 1812 года награжден орденом св. Георгия IV степени. Всего за время войны Балатуков был награжден пятью орденами.
В 1813 году Симферопольский полк усилил корпус, которым командовал генерал П. Витгенштейн. В составе этого подразделения Балатуков воевал в Польше, Пруссии и во Франции. За личное мужество, проявленное при взятии Данцига, князь Балутуков был произведен в генерал-майоры. После разгрома наполеоновских армий в 1814 году крымскотатарские полки были распущены. Сохранился лишь один гвардейский эскадрон, который нес службу в Санкт-Петербурге.
Татары служили не только на стороне Российской империи. Они были и в армии Наполеона. Речь идет о литовских татарах (липках), потомках служилого сословия, которое начало селится в Литве, Польше и Белоруссии еще в конце XIV столетия. После того, как Наполеон вошел на территорию Литвы в июне 1812 года, к нему обратился с письмом польский генерал М. Сокольницкий с предложением о формировании полка литовских татар. Он, в частности, писал: «Их честность, также как их отвага, испытаны, и они горят желанием служить стране, которая стала их домом пятьсот лет назад».
Эскадрон был сформирован в октябре, а первый бой принял в декабре 1812 года, который мог оказаться и последним. При обороне Вильно эскадрон, который насчитывал в строю 122 человека, потерял убитыми и ранеными 98 человек. Среди погибших был и его командир Мустафа Мурза Ахматович. После этого боя остатки формирования отступили на Запад вместе с армией Наполеона.
Новый командир литовских татар капитан Самуил Мурза Улан предпринимал поистине героические усилия, чтобы восстановить боеспособность своего отряда. Но в ходе дальнейших сражений их численность становилась все меньше и меньше. К моменту капитуляции Франции в строю осталось лишь 14 литовских татар во главе со своим командиром. После окончания войны все они вернулись на родину.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»