Рукописный Коран с 1803 года,
Выставка «Татары и Волынь» открылась 17 мая и посвящена годовщине депортации крымских татар с этнической земли в 1944 году, а также событиям
− Выставка наша называется «Татары и Волынь: история, культура и настоящее», − рассказывает в интервью Громадське. Волинь научный сотрудник Волынского краеведческого музея Тарас Верба. − Создана она из материалов Волынского, Острожского и Ровенского краеведческих музеев.
Среди наиболее интересных экспонатов, по мнению Тараса Вербы, раритетный крымскотатарский документ XVII века, в котором говорится о том, что крымскотатарских купцов и мещан ограбили по дороге в Польшу, о чем сказано в жалобе некоего Масуд Гирей Сультана князю Любомирскому, а также несколько крымскотатарских сокровищ − серебряные и медные монеты, клад золотых изделий монгольского времени, большая коллекция трубок турецких и татарских, кувшин для хранения кисломолочных напитков, вазы для оливкового масла, металлические сосуды для перевозки воды и молитвенный коврик:
− Молитвенный коврик с написанной на краях молитвой − это уникальный предмет, он не ткался, а плелся таким вот кружевом. Ну и рукописный Коран 1803 года, а может, даже старше, − демонстрирует экспонаты Тарас Верба.
О том, что старинный Коран является украшением выставки, говорит и заместитель директора Государственного
− Украшением стал единственный сохранившийся на материковой Украине рукописный Коран, переписанный в Остроге в 1803 году. Жители Луцка могут ближе познакомиться с культурой и бытом народа, издавна проживающего на территории ныне оккупированного полуострова и представители которого еще с XIV века жили на исторической Волыни, защищали эту землю, которая стала их исторической родиной, строили здесь свои мечети и школы и даже переписывали святую книгу Коран, − рассказывает Николай Манько.
На Волыни была очень большая крымскотатарский община, уточняет научный сотрудник Волынского краеведческого музея Тарас Верба:
− Её появление связывают еще с такими людьми, как князь Витовт, который во время своих военных походов взял в плен много татар и поселил их в Луцке (в XIV−XV веке была даже улица Татарская в пределах окольного замка). А второй человек, с которым связывают появление татар, − это князь Константин Острожский, который захватил много татар в плен и поселил в Остроге, где одна из башен и называется «татарской». Там была очень большая община татар и даже действовала мечеть, − делится историческими сведениями ученый.
− Волынь связана с крымскими татарами довольно тесно, даже наша поэтесса Леся Украинка находилась на лечении в Крыму − её произведения переведены на крымскотатарский и тоже экспонируются на выставке, − добавляет Тарас Верба, вспомнив об еще одной исторической личности − историке, писателе и переводчике крымскотатарского происхождения, одном из организаторов Академии наук Украины, жертве сталинского террора Агафангеле Крымском, который был уроженцем
Похвастался научный сотрудник еще одним редким экспонатом выставки из коллекции ровенских коллег − небольшой столик, десятиугольная крышка которого является настоящим произведением искусства: она украшена выложенным перламутром узором из надписей арабской вязью и десятиугольной звезды в центре:
− Это столик «хона», сделанный из дерева и инкрустированный перламутром. Это уникальная вещь, очень сложная технология изготовления. Оценили ее представители крымскотатарской общины, в частности диссертант Львовского университета народоведения Ульвие Аблаева − она сейчас пытается дешифровать эти надписи, − говорит ученый.
Как признается Михаил Вашета, завотделом древней истории Волынского краеведческого музея, идею создания выставки они позаимствовали в острожских коллег. Вспоминая далекое прошлое, сотрудники хотят выразить внимание и неравнодушное отношение к настоящему крымскотатарского народа.
Подробнее о выставке, собранной из экспонатов Волынского, Ровенского и Острожского краеведческих музеев, а также дополненной