Начиная с 2004 года, 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН. Дата была внесена в календарь Организации в ознаменование открытия для подписания в этот день годом ранее Конвенции ООН против коррупции.
Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания коррупции и роли Конвенции в её предупреждении и борьбе с ней.
Корреспондент издания «Ислам в Украине» поинтересовался у заместителя председателя Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид» шейха Сейрана Арифова, специалиста по исламскому праву — как коррупцию трактует Ислам? Он объяснил, что такое негативное явление многолико — это и взяточничество, и лжесвидетельство, и многие другие недостойные деяния, основанные на своекорыстных интересах и не идущие во благо обществу — и всё это однозначно осуждается Исламом:
— В Исламе коррупция приравнивается к преступлению. Это однозначно харам, существует строгий запрет на
Как заметил шейх Сейран Арифов, коррупция — это не всегда прямой подкуп или действия, направленные на непосредственное получение другой материальной выгоды. Иногда коррупционные действия имеют целью опосредованно заручиться для себя поддержкой на будущее (так называемая схема «ты — мне, я — тебе»):
— Это может касаться, например, назначения
Взяточничество и подкуп — тоже проявления коррупции, говорит шейх Сейран:
— Коррупция — это когда в суде дают взятку, чтобы судья принял неправосудное решение. Таким образом нарушаются принципы справедливости и морали, права тех, на чьей стороне на самом деле правда… Преступник избегает наказания, его жертва оказывается виноватой,
Господин Арифов сказал, что к коррупции можно отнести и то, что иногда происходит в окружении правителя:
— Иногда в окружении правителя находятся люди (советники, министры, государственные чиновники), которые доносят до него недостоверную информацию или поддерживают его в неправильных решениях, нарушающих либо искажающих закон или не идущих во благо обществу. И делают это ради себя, своих личных интересов, интересов своей семьи или клана, лоббируют интересы связанных с ними групп политиков и/или предпринимателей. Понятно, что в Коране и Сунне задействована терминология тех времен, но мы понимаем, что эти люди могут быть в окружении президента, членов кабинета министров, парламентариев и на более низком государственном уровне, в органах местного самоуправления… Всевышний называет это большим грехом и за это следует наказание.
Лжесвидетельство, напоминает шейх Сейран Арифов, также связано с коррупцией. К нему можно отнести также подкуп избирателей и продажа голосов на выборах.
Шейх Сейран напомнил несколько высказываний Пророка, касающихся коррупции и её составляющих — взяток и взяточничества:
— Коррупция в тех или иных её видах упоминается в Коране и Сунне. Пророк Мухаммад сказал, что проклят тот, кто даёт взятки, и тот, который берёт взятки.
Напомним, в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, с помощью которой планируется положить конец нищете и обеспечить достойные условия жизни для всего человечества, признается необходимость борьбы с коррупцией во всех её аспектах и содержится призыв к значительному сокращению незаконных финансовых потоков и возвращению украденного имущества.