Семь мечетей. Из истории одного украинского села

Семь мечетей. Из истории одного украинского села
Рисунок «Конские Воды»
Семь мечетей. Из истории одного украинского села
Остатки разрушенных городов
Семь мечетей. Из истории одного украинского села
Семь мечетей. Из истории одного украинского села
23.07.2025
Оцените статью: 
(7 оценки)
Oksana_R
Аватар пользователя Oksana_R

Недалеко от Запорожья, на берегах реки Конка находится село Юрковка. Согласно официальной информации, оно основано в 1790 году. Долгое время село называлось Аул, что было достаточно необычно для населенного пункта с преимущественно украинским населением.

В 1862 году Аул переименовали в Белицкое, а в 1921 году оно получило нынешнее название, Юрковка. С конца XVIII в. в Ауле селились беглые крепостные крестьяне, казаки из Задунайской Сечи, а также переселенцы из разных уголков Украины.

Впрочем, переселенцы пришли сюда не на пустое место, ведь рядом с Аулом, возвышались руины старинной крепости и многочисленные каменные постройки: мечети, мавзолеи, бани с подпольным отоплением и дворец правителя.

Еще в конце XVIII в. многие строения древнего города находились в хорошем состоянии, о чем свидетельствует найденный в архиве несколько лет назад рисунок мавзолея, относящегося к золотоордынской эпохе.

В период расцвета, который пришелся на XIV в., в городе было построено семь каменных мечетей. В «Книге большому чертежу» о городе, золотоордынское название которого неизвестно, говорилось, что в нем было «семь кешеней татарских мечетей». Итальянские купцы из Генуи и Венеции, которым этот город был хорошо известен, называли его Семь мечетей.

Активное строительство в городе семи мечетей велось в период, когда через него проходило ответвление Великого шелкового пути. В период правления ханов Узбека, Джанибека и Бердибека была создана система безопасности караванных путей, благодаря чему купцы из Китая, Центральной Азии, Персии, Афганистана и Крыма могли спокойно везти свои товары в Европу.

По маршруту Великого шелкового пути строились многочисленные караван-сараи, вокруг которых возникали поселения, превращавшиеся в города.

Жителями таких городов были не только местные тюркские народы, но и выходцы из Руси, Хорезма, Ирана, государства сельджуков, а также представители кавказских народов.

Весь регион Северного Причерноморья в междуречье Дуная и Дона в XIV в. был важнейшим экономическим центром Золотой Орды. Здешние города были не только пунктами транзита товаров, но и сами по себе являлись важными центрами ремесел и торговли, в которых жили гончары, каменщики, ювелиры, кожевенники и кораблестроители.

Помимо экономических функций причерноморские города были крупными религиозными центрами. Многочисленные мечети свидетельствуют о том, что в этих населенных пунктах большинство жителей исповедовали ислам.

Сохранившийся рисунок мавзолея из города Семь мечетей свидетельствует о том, что сооружение испытало на себе влияние архитектурных традиций хорезмийцев и сельджуков. Мавзолеи, подобные тому, что возвышался на берегах реки Конка, были построены в находившемся на Северном Кавказе крупном золотоордынском городе Маджар.

Считается, что город Семь мечетей был разрушен в ходе одного из походов эмира Тимура (Тамерлана), и после этого он уже никогда не возрождался в своем прежнем величии. Великий шелковый путь, одним из ответвлений которого была дорога через город Семь мечетей, прекратил свое существование.

Позднее, в XVI в., Крымское ханство построило на месте руин небольшую крепость, которая контролировала северные границы государства. В XVIII в. ее захватили российские войска — местное население было либо убито, либо бежало в Крым.

Пришедшие на место татар поселенцы разбирали величественные здания на стройматериалы, не заботясь о сохранении исторического наследия. Последние строения города Семь мечетей были разобраны уже в 50-е годы ХХ в.

Начиная с 2008 года проводились раскопки древнего городища под руководством археологов Н. Гриценко и М. Ельникова. По результатам раскопок, согласно сообщению М. Ельникова, «выявлены остатки двух сооружений с фундаментом из известняковых и глиняных плит и кирпичными стенами, облицованными цветными камнями.<……>; Это может свидетельствовать, что тут стояла мечеть и мавзолей. Часть плит украшены растительным орнаментом, бирюзовыми, синими, желтыми стеклами покрыт пол».

После полномасштабного вторжения российских войск в Украину, Юрковка оказалась в нескольких километрах от линии фронта. В результате обстрелов в селе есть значительные разрушения. Дальнейшее ведение археологических работ на месте города Семи мечетей в настоящее время невозможно.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.