Недалеко от Запорожья, на берегах реки Конка находится село Юрковка. Согласно официальной информации, оно основано в 1790 году. Долгое время село называлось Аул, что было достаточно необычно для населенного пункта с преимущественно украинским населением.
В 1862 году Аул переименовали в Белицкое, а в 1921 году оно получило нынешнее название, Юрковка. С конца XVIII в. в Ауле селились беглые крепостные крестьяне, казаки из Задунайской Сечи, а также переселенцы из разных уголков Украины.
Впрочем, переселенцы пришли сюда не на пустое место, ведь рядом с Аулом, возвышались руины старинной крепости и многочисленные каменные постройки: мечети, мавзолеи, бани с подпольным отоплением и дворец правителя.
Еще в конце XVIII в. многие строения древнего города находились в хорошем состоянии, о чем свидетельствует найденный в архиве несколько лет назад рисунок мавзолея, относящегося к золотоордынской эпохе.
В период расцвета, который пришелся на XIV в., в городе было построено семь каменных мечетей. В «Книге большому чертежу» о городе, золотоордынское название которого неизвестно, говорилось, что в нем было «семь кешеней татарских мечетей». Итальянские купцы из Генуи и Венеции, которым этот город был хорошо известен, называли его Семь мечетей.
Активное строительство в городе семи мечетей велось в период, когда через него проходило ответвление Великого шелкового пути. В период правления ханов Узбека, Джанибека и Бердибека была создана система безопасности караванных путей, благодаря чему купцы из Китая, Центральной Азии, Персии, Афганистана и Крыма могли спокойно везти свои товары в Европу.
По маршруту Великого шелкового пути строились многочисленные караван-сараи, вокруг которых возникали поселения, превращавшиеся в города.
Жителями таких городов были не только местные тюркские народы, но и выходцы из Руси, Хорезма, Ирана, государства сельджуков, а также представители кавказских народов.
Весь регион Северного Причерноморья в междуречье Дуная и Дона в XIV в. был важнейшим экономическим центром Золотой Орды. Здешние города были не только пунктами транзита товаров, но и сами по себе являлись важными центрами ремесел и торговли, в которых жили гончары, каменщики, ювелиры, кожевенники и кораблестроители.
Помимо экономических функций причерноморские города были крупными религиозными центрами. Многочисленные мечети свидетельствуют о том, что в этих населенных пунктах большинство жителей исповедовали ислам.
Сохранившийся рисунок мавзолея из города Семь мечетей свидетельствует о том, что сооружение испытало на себе влияние архитектурных традиций хорезмийцев и сельджуков. Мавзолеи, подобные тому, что возвышался на берегах реки Конка, были построены в находившемся на Северном Кавказе крупном золотоордынском городе Маджар.
Считается, что город Семь мечетей был разрушен в ходе одного из походов эмира Тимура (Тамерлана), и после этого он уже никогда не возрождался в своем прежнем величии. Великий шелковый путь, одним из ответвлений которого была дорога через город Семь мечетей, прекратил свое существование.
Позднее, в XVI в., Крымское ханство построило на месте руин небольшую крепость, которая контролировала северные границы государства. В XVIII в. ее захватили российские войска — местное население было либо убито, либо бежало в Крым.
Пришедшие на место татар поселенцы разбирали величественные здания на стройматериалы, не заботясь о сохранении исторического наследия. Последние строения города Семь мечетей были разобраны уже в 50-е годы ХХ в.
Начиная с 2008 года проводились раскопки древнего городища под руководством археологов Н. Гриценко и М. Ельникова. По результатам раскопок, согласно сообщению М. Ельникова, «выявлены остатки двух сооружений с фундаментом из известняковых и глиняных плит и кирпичными стенами, облицованными цветными камнями.<……>; Это может свидетельствовать, что тут стояла мечеть и мавзолей. Часть плит украшены растительным орнаментом, бирюзовыми, синими, желтыми стеклами покрыт пол».
После полномасштабного вторжения российских войск в Украину, Юрковка оказалась в нескольких километрах от линии фронта. В результате обстрелов в селе есть значительные разрушения. Дальнейшее ведение археологических работ на месте города Семи мечетей в настоящее время невозможно.