В ночь на 6 июня 2023 года российские оккупационные войска подорвали плотину Каховской ГЭС — были затоплены 14 населенных пунктов, погибло не менее 52 человек. В результате катастрофы пострадали 22 археологических памятника и 18 архитектурных достопримечательностей региона. Когда вода схлынула, на поверхности появился легендарный остров Тавань, затопленный при создании Каховского водохранилища.
До эпохи строительства мостов через реку Днепр остров Тавань был самым удобным местом для переправы. Таванскую переправу использовали все народы, жившие когда-либо на нижнем Днепре. Особенно активно она использовалась крымскими татарами, турками и украинскими казаками. Французский картограф XVII в. Гийом Левассер де Боплан, состоявший на службе в Речи Посполитой, писал:
«Она особенно удобна как потому, что находится на расстоянии всего одного дня пути от Крыма, так и потому, что ее легче переходить, поскольку имеет только два канала: первый — Конские Воды, который обычно можно перейти на лошадях в этом месте, а затем Днепр, который нужно преодолевать вплавь, но он не очень широк, хотя все-таки может иметь до 500-600 шагов».
Известно, что Великий князь Литовский Витовт, после того, как в конце XIV в. Днестровско-Днепровское междуречье на короткое время вошло в состав его государства, построил в районе нынешнего города Берислава таможню для сбора пошлины с проезжающих в этих краях купцов. В те времена через Таванскую переправу проходило сразу три караванных маршрута: на северо-запад — в Украину и Польшу и далее в Западную Европу; на юго-запад — в земли Молдавского княжества; на северо-восток — в земли Московии.
Михалон Литвин, историк и дипломат Великого княжества Литовского, в своей книге «О нравах татар, литовцев и москвитян» сообщает интересные подробности о функционировании переправы на Тавани:
«Киев очень богат иностранными товарами, потому что нет пути более привычного, чем давняя, давно проложенная и хорошо известная дорога, ведущая из черноморского порта, города Кафы, через ворота Таврики, на Таванскую переправу на Днепре, а оттуда степью в Киев; этой дорогой отправляют из Азии, Персии, Индии, Аравии и Сирии на север в Московию, Псков, Новгород, Швецию и Данию все восточные товары, а именно: дорогие камни, шелк и шелковые ткани, ладан, благоухание, шафран, перец и другие пряности. По этой дороге часто идут иностранные купцы: они создают отряды, иногда в тысячу человек, которые называют караванами, и сопровождают обозы, состоящие из многочисленных нагруженных телег и навьюченных верблюдов. Раньше такие караваны платили значительную пошлину… при переправе через Борисфен в Таване; там и до сих пор сохранилось в сохранности каменное здание со сводами, которое и наши, и татары, и греки называют Витовтовым куполом, и рассказывают, что в нем жил когда-то таможенник Великого княжества Литовского, собиравший пошлину; если же кто-нибудь не платил пошлины или пойман был на прелюбодеянии, того наказывали в Киеве конфискацией всего имущества».
Украинский исследователь Иван Крипякевич считал, что история переправы у острова Тавань уходит в глубину столетий:
«Через остров Тавань с давних времен проходила переправа через Днепр, так называемая Таванская, или Большая переправа. Эта переправа существовала, очевидно, с древнейших времен, но первые исторические известия о ней можем отнести ко временам Киевской Руси. В летописи упоминаются три пути, которые вели из Киева к Черному морю: Греческий, Соленый и Железный. Можно считать уверенно, что один из этих путей проходил через Тавань, потому что это была кратчайшая дорога из Киева в Крым. Возможно, это был Соленый путь, потому что в Киев привозили соль из крымских озер… Очевидно, при Таванском перевозе уже тогда существовало укрепленное городище, которое обеспечивало переправу. В результате распада Киевского государства черноморская торговля возобновилась в XV в., и тогда Таванская переправа снова приобрела значение, как „дорога привычная с давних времен“».
В разные эпохи переправа через Днепр носила разные названия: Диван-Гечит или Диван-Гечиди («Судебная переправа»), кроме этого, ее называли Гази-Керман, Бей- Гечу, Бек-Гечу. Еще литовцы для контроля над Таванью стали возводить в этом месте укрепления. Нижнее течение Днепра несколько столетий было пограничным районом, за который сражались поляки, украинцы, турки, татары и русские.
О специфике военных операций в районе Тавани османский путешественник и писатель Эвлия Челеби без тени смущения писал:
«Ветроподобные татары прежде всегда беспечно переходили Днепр, грабили области поляков и казаков; и когда они при возвращении переправлялись в этом месте через Днепр на крымскую сторону, кяфиры-казаки укрывались на суше и в прибрежном тростнике. Когда же татары с трудностями и бедами переходили Днепр, кяфиры побивали и сокрушали их, забирали обратно все имущество и добычу и уходили в свои области».
Турки и крымские татары, чтобы преградить казацким «чайкам» путь в Черное море, построили четыре крепости: Мустрид-кермен и Мубарак-кермен были расположены на острове Тавань; крепость Кази-кермен была расположена на правом берегу Днепра, на территории современного города Берислав, а крепость Ислам-кермен в районе современного села Любимовка. Все эти крепости почти не исследованы современными археологами. В советские времена во время раскопок в районе Таванской переправы археологический материал, относящийся к периоду Османской империи и Крымского ханства, как правило, не описывался и не изучался, считался «балластным».
Историк А. Л. Бертье-Делагард, изучавший историю строительства крепостей нижнего Днепра отмечал:
«Татары построили в 1504 году свою первую крепость на Днепре — Ислам-кермен (Крепость ислама, Оплот ислама), чуть ниже Каховки; позже, в 1596 г., напротив, на месте нынешнего Берислава, турки построили Казы-кермен (Судейская крепость); затем они же пополам с Татарами на острове Тавани (Ступня, Порог), между Бериславом и Каховкой, через который шла вся эта переправа, построили в 1626 году ввиду чрезвычайного усиления и успешности казачьих морских набегов еще две крепости: Мустрид-кермен (Удовлетворенная крепость) и Мубарек-кермен (Благодатная крепость). Таким образом, здесь на одной переправе было построено четыре крепости, чего не делалось ни на какой иной. Само татарское название этой переправы, Диван-Гечеди, показывает (ее) особую важность».
Стоит отметить, что турки, для того чтобы казацкие корабли не могли плавать по Днепру, натянули между крепостями гигантские цепи, которые препятствовали свободному судоходству. Однако казаки находили обходные пути для выхода в море. В 1695 году войска воеводы Шереметьева совместно с отрядами гетмана Ивана Мазепы взяли штурмом все четыре таванские крепости. В дальнейшем крепости уже не играли значительной роли, а после русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Таванская переправа и окружающие земли вошли в состав Российской империи.
В начале ХХ века, а затем в период Второй мировой войны в районе Тавани было построено несколько деревянных мостов, но все они просуществовали недолго. После окончания строительства Каховской ГЭС (1956) по ее плотине было открыто автомобильное движение, позволившее соединить оба берега Днепра. В 1985 году в районе Херсона был открыт Антоновский мост с высокой пропускной способностью. Все эти сооружения были уничтожены Россией в ходе освобождения ВСУ правобережной Херсонщины в 2022–2023 гг.