Украина и исламский мир в работах Грушевского. Часть пятая

Украина и исламский мир в работах Грушевского.
карта украинськой руси
09.12.2024
Оцените статью: 
(15 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Начало Освободительной войны 1648–1654 годов стало неожиданным для всех участников конфликта. Поляки уже привыкли к частым казацким бунтам и не ожидали, что украинцы найдут себе союзника в лице крымского хана. Даже сам Богдан Хмельницкий едва ли ожидал, какой размах приобретет война против Речи Посполитой. Конечно, у Крымского ханства были свои причины для участия в военных действиях против польских войск. Уже много десятилетий Польша была главным врагом крымцев, и восстание Хмельницкого давало хану возможность значительно ослабить своего врага или вообще его уничтожить.

В отличие от своих предшественников Михаил Грушевский предложил новый подход к изучению эпохи Хмельницкого. Он акцентировал внимание на борьбе за национальное и религиозное освобождение украинского народа, что привело к созданию первого независимого государства со времен Руси. Однако современники Хмельницкого воспринимали все гораздо проще.

В письме польскому королю Владиславу, которое приводит Грушевский, 

«описывая те обиды и притеснения, которые приходилось терпеть казакам от государей и своей шляхетской старшины, Хмельницкий представляет дело так, что часть казаков, не могущих дальше жить на волости при таком бесправии, решила искать убежища „хотя бы головам своим с одними лишь душами“ — „не где-то еще, как на обычных местах наших на Запорожье“, которое служило издревле таким убежищем… Без всякой причины с их стороны гетман Потоцкий пошел на них даже и на Запорожье. Одновременно и Украину стал уничтожать, „видимо, замышляя искоренить наше имя казацкое или согнать с земли“. Тогда казаки решили бороться с ним, имея убеждение, что все это происходит против воли короля („против воли и приказа вашей кор. милости на здоровье наше с большими войсками наступили“), — что казаки терпят вообще от панства за свою верность и приверженность королю, и гетман Потоцкий не действует в интересах короля. Поэтому против своего желания, чтобы только оборониться от Потоцкого, казаки вынуждены были обратиться за помощью к крымскому хану — „дал он нам помощь, помня, что мы тоже помогали им несколько раз против их врагов, в таких же бедах“».

Из этого письма можно понять, что Хмельницкий хорошо разбирался в истории украинско-крымских отношений, и что в них были не только темные страницы. 

В начале 1648 года состоялись переговоры между крымским ханом Ислямом III Гераем и руководителем антипольских сил Богданом Хмельницким. Среди немногих письменных упоминаний о переговорах одним из самых интересных является рассказ крымского историка Наима-Челеби. В своей работе «История Украины-Руси» Грушевский приводит отрывок из работы Наима-Челеби:

«В конце апреля 1648 года от крымского хана прибыл посланец к султанскому двору и сообщил, что казацкая община, осевшая в местности, называемой „Желтым Очеретом“, отвернулась от поляков и, отказавшись их слушаться, прислала к крымскому хану одного или двух своих главных представителей с такими словами: „Желая вашей опеки в будущем, мы душой и телом будем в союзе с вами служить на пользу исламу в будущих войнах; с поляками мы порвали совсем; просим вас: возьмите от нас заложников и согласитесь на союз с нами“. Хан оказал всяческие почести этим послам и согласился заключить союз на всех предложенных ими условиях; пообещал прислать им помощь в походе на поляков, совершить большой набег с ордой и вообще пообещал помогать им».

Благодаря крымской коннице все важные битвы 1648 года заканчивались победой союзников. Однако, несмотря на огромные успехи, иногда между союзниками возникали недоразумения, и тогда прибегали к дипломатии. Еще в начале похода между Хмельницким и руководителями крымского войска была договоренность, чтобы «православных людей» в плен не брали, но эту договоренность часто нарушали отдельные крымские командиры. Грушевский приводит в связи с этим исторический анекдот, распространенный в среде польской шляхты:

«Из одного города под Хмельником татары встретили процессией как освободителей Украины. Священник вышел им навстречу с крестом и церковными знаменами, и с обществом до трехсот человек, принимая татар хлебом и пирогами; но те бросились рубить своих союзников и брать в ясырь, так что только трое (людей) убежали в город».

Конечно, эта вымышленная история радовала шляхетский гонор, однако на самом деле было немало неприятных случаев, которые портили отношения между союзниками.

Впрочем, самым большим врагом на начальном этапе войны был канцлер Речи Посполитой Ежи Оссолинский. В соответствии с его планом, следовало «развести» казаков с татарами, организовав поход на Крым. В ходе этого похода, согласно Оссолинскому, казаки должны были присоединиться к польскому войску. С другой стороны, канцлер пытался заручиться поддержкой Османской империи — турки должны были оказать давление на хана, чтобы тот оставил Хмельницкого. Одновременно Оссолинский отправил послов в Москву, предлагая воспользоваться моментом и ударить по Крыму, который «стоит пустым». Однако все эти меры оказались бесполезными: хан Ислям III Герай считал союз с казаками чрезвычайно важным. И более того, совместными усилиями Украины и Крыма Речь Посполитая была поставлена на грань военной катастрофы.

В каждом томе «Истории Украины-Руси» Грушевский помещает много «живого» материала, дополняя историческую хронику интересными рассказами реальных действующих лиц того времени. В VIII томе украинский историк приводит разговор коронного гетмана Потоцкого с крымскотатарским военачальником и соратником Хмельницкого Тугай-беем:

«Спросил Тугай-бей Потоцкого, возможен ли договор поляков с казаками? Потоцкий в ответ сказал, что это зависело бы, вероятно, от тех условий, которые казаки поставили бы Речи Посполитой. На это Тугай-бей изложил такие желания казаков: прежде всего, чтобы до Белой Церкви те имели свое удельное и отдельное владение, во-вторых, чтобы им были возвращены давние вольности, в-третьих, чтобы в городах, замках и владениях (на той казацкой территории — по Белую Церковь) ни старосты, ни воеводы не имели никакого права. Когда Потоцкий ответил, что эти условия невозможны, Тугай-бей сказал, что если Польша не примет этих условий, то будет иметь большие неприятности с казаками, „потому что мы им дали клятву братства на сто лет и взаимно пообещали подниматься вместе против наших врагов — не только против короля польского, но и против царя турецкого, чьих сил мы не боимся при нынешнем союзе“».

В августе 1648 года в Стамбуле произошел переворот. Султана Ибрагима свергли, а затем убили. Это неожиданное событие глубоко потрясло европейские королевские дворы. В Польше ходили слухи, что к перевороту непосредственно причастен Хмельницкий. Грушевский приводит эту историю не как очередной анекдот, а как пример того, насколько серьезно воспринимали польские правительственные круги все, что касалось руководителей народного восстания: 

«Летом 1648 года на место неудачливого и всеми ненавидимого султана Ибрагима посадили его малолетнего сынка Магомет; в Польше рассказывали, что революцию эту устроил Хмельницкий. Якобы он хотел другого правительства в Царьгороде, потому что Ибрагим не проявил желания помогать казакам против Польши, хотя Хмельницкий обещал подчинить его власти всю Русь, подавал надежды на завоевание Польши, а себе в награду просил лишь господарство валашское. Султан не захотел связываться с таким малозначимым человеком… Поэтому Хмельницкий обратился к янычарам — повторил им свои обещания, объясняя все выгоды текущего момента для войны. Янычары устроили революцию, свергли Ибрагима, а новое правительство, хотя также не хотело напрямую помогать казакам, считая их „голытьбой и своенравной шайкой гуляк“, всё же пообещало прислать на помощь татар, чтобы Хмельницкий с ними захватил Каменец и передал туркам вместе со всей Русью».  

Последним томом «Истории Украины-Руси» Грушевского был том X. Он посвящен событиям, происходившим на Украине после смерти Богдана Хмельницкого в 1657 году, и заканчивается Гадячской унией 1658 года, а также возобновлением союза Украины с Крымом. К сожалению, из-за смерти историка ему не удалось завершить свой многолетний труд, но и то, что сделано, заслуживает большого уважения. Это в полной мере относится и к отношениям Украины со странами мусульманского мира. 

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.