10 мая в Берлине в Фонде Конрада Аденауэра состоялась подиумная дискуссия «Крымские татары между репрессиями и национальным определением», на которой представители крымскотатарского народа и немецкие эксперты обсудили положение коренного народа Крыма через три года после его аннексии РФ.
— После драматических событий — оккупации Крыма Россией — Украина сделала ряд важных шагов, в частности признала геноцид против крымских татар, а сам народ — коренным, что дает весьма широкие полномочия, вплоть до права на самоопределение, — подчеркнула первый заместитель министра информационной политики Украины Эмине Джеппар.
Как передает QHA, чиновница также высказала мнение, что широкая автономия, о которой говорят руководители Меджлиса, является «неплохим инструментом деоккупации».
— Мы — не сепаратисты, мы видим свое будущее в составе Украины, — подчеркнула она.
Представитель немецкого Общества защиты народов привел задокументированные примеры притеснения крымскотатарского народа со стороны оккупационных властей полуострова:
— Таким авторитетным представителям крымскотатарского народа, как Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову, запрещен въезд на полуостров. Меджлис крымскотатарского народа объявлен экстремистской организацией, его деятельность в Крыму запрещена.
Кроме того, эксперт отметил, что попытки российских властей создать покорные им органы местного самоуправления приводят к недоразумениям и напряженности среди крымских татар.
— Несколько из них — оппозиционно настроенных — бесследно исчезли, шестеро осуждены на длительные сроки тюремного заключения по очевидно сфабрикованным обвинениям. В 32 случаях были открыты новые уголовные дела. Семь крымских татар были принудительно направлены на психиатрическое освидетельствование, в том числе один известный крымскотатарский правозащитник, более 170 человек были временно задержаны, допрошены и зарегистрированы в правоохранительных органах, более 50 раз сотрудники спецслужб проводили обыски в квартирах, домах и мечетях, — сообщил он.
Представители крымскотатарского народа и немецкие эксперты признали одной из основных сегодняшних проблем то, что в Крыму нет организаций или структур, которые могли бы регистрировать и документировать случаи нарушений прав крымских татар.
— У независимых наблюдателей нет доступа к Крыму, — констатировала крымскотатарская правозащитница Айше Меметова, — и Россия делает все возможное, чтобы так было и впредь.
По мнению Эмине Джеппар, контролировать фиксацию случаев нарушения прав человека на полуострове должна «международная мониторинговая миссия, которая могла бы находиться в Крыму постоянно и поддерживать контакт с адвокатами, семьями политических заключенных и с ними самими».
Однако некоторые эксперты, в частности представительница берлинского Фонда науки и политики Сьюзан Стюарт, скептически отнеслись к идее создания постоянно действующей международной мониторинговой миссии, отметив, что «Россия никогда на это не пойдет».