На VI Международной исламоведческой школе, проходящей в Одессе на базе Исламского культурного центра организации «Аль-Масар», свой доклад «Мусульмане в Северной Европе: сообщества, институты, государственная политика» представил заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины Олег Ярош.
Напомним, мероприятие, тема которого в этом году определена, как «Ислам в современном мире: историческое, культурное, интеллектуальное пространство», организовали Украинский центр исламоведческих исследований, Общественный союз «Всеукраинская ассоциация «Альраид» и Международный институт исламской мысли (IIIT, International Institute of Islamic Thought).
Представленный доклад сопровождался инфографикой и содержал детальный анализ различных аспектов заявленной темы, в частности динамики мусульманского населения в странах Северной Европы, мусульманских общин и организаций, государственной политики относительно мусульманских организаций и общин, обращения в Ислам и т. п.
Как отметил Олег Ярош, Ислам в Северной Европе — это феномен, связанный с этническими диаспорами и обращением в Ислам местных жителей. Исключением является Финляндия, где существует небольшая татарская община, которую можно считать автохтонной, или, скорее, исторической диаспорой. Появление мусульман в этих странах связано с трудовой миграцией и волнами беженцев и политических мигрантов из Леванта, Ирана и Балкан.
— В последнюю четверть XIX в. развивались активные экономические связи между Финляндией и Поволжьем, откуда, преимущественно из Нижнего Новгорода, сюда приехали татары и образовали первую мусульманскую общину в Северной Европе. После того, как в 1920 году страна провозгласила независимость, они стали ее гражданами. В 40-е годы определенная часть татарской общины переехала в Швецию.
Ученый сообщил, что в странах Северной Европы Ислам имеет преимущественно институционализированный характер и представлен официальными религиозными организациями с фиксированным членством, поскольку от количества членов зависит размер ежегодной государственной дотации. Также существуют мусульманские объединения по этническому признаку, например, «Боснийская исламская национальная ассоциация» в Швеции, «Финская исламская ассоциация», которая объединяет мусульман татарского происхождения, или доктринальному признаку, как шиитская «Вилайа организация» в Дании, барелвийская «Джама’ат Ахле Сунна» и деобандийский «Исламский культурный центр» в Норвегии, и ячейки международных миссионерских организаций «Таблихи джама’ат» и «Минхадж аль-Куран» в Дании и Норвегии.
Олег Ярош отдельно остановился на деятельности просветительских организаций, проводящих различные лекции, курсы и летние школы, аудиторией которых являются новообращенные и этнические мусульмане второго и третьего поколений:
— В Швеции это «Исламская академия», «Институт аль-Хазали», «Равда институт», «Сидрат аль-Мунтаха». Наибольший из них — «Исламская академия» в Мальме, которой руководит шейх Саалахуддин Баракят. Академия предлагает разнообразные курсы бесплатно и за небольшую плату, которые включают в себя специализированные та’алим занятия (подготовка учителей религии и имамов), занятия по арабскому языку, каллиграфии, для молодых семей, женщин, детей, духовного развития (тасаввуф).
Говоря о государственной политике в отношении мусульман в Северной Европе, ученый высказал мнение, что эти государства настроены на интеграцию мусульман в общественно-культурное пространство и экономическую сферу. Он добавил, что религиозная свобода здесь также является относительно новым феноменом:
— До 1951 года гражданство в Швеции было привязано к религиозной принадлежности, только в 1997–1998 годах религиозные организации законодательно получили равные права, в 1999-м был принят закон о государственной поддержке религиозных общин, а с 2000 года религиозный налог распространился на все официальные религиозные институты. С 1998 года законом вводилось понятие «религиозная община», а в рамках Министерства культуры было создано специальное государственное учреждение «Шведский комитет для государственной поддержки религиозных общин», который занимается распределением грантов среди религиозных организаций.
В Дании религиозные организации, кроме государственной церкви, получили официальное признание лишь с 1970 года, среди них 21 мусульманская, что дало им право проводить церемонии, которые имеют юридические последствия. Критерием признания является размер организации, ее структура, длительность существования. Однако официальная Лютеранская церковь Дании доминирует, а в стране существует отдельное Министерство по церковным делам.
Хотя свобода вероисповедания в Норвегии была утверждена в 1964 году, до 2012-го официальная Лютеранская церковь определялась в Конституции как Национальная, и к ней должны принадлежать не менее половины парламентариев, также существовало обязательное начальное религиозное образование. Официально признанные религиозные организации, в частности мусульманские, получают дотации из государственного бюджета и муниципалитетов, что позволяет им иметь большую автономию от финансовой помощи из-за рубежа.
В Финляндии свобода вероисповедания была введена уже в 1923 году, а в 1925-м создали Финскую исламскую ассоциацию, которая объединяла мусульман татарского происхождения. Лица, декларирующие свою принадлежность к Евангелическо-Лютеранской или Православной церкви, платят налог в размере 1–2% от доходов. В Финляндии предусмотрено государственное финансирование деятельности официально признанных религиозных общин. Чтобы быть признанной государством, община должна насчитывать не менее 20 членов, иметь устав, организационную структуру, заниматься религиозной деятельностью. Государственное финансирование получают организации, имеющие не менее 200 членов, что составляет чуть более €6 на одного человека в год.
Как рассказал ученый, в странах Северной Европы существуют разные подходы к религиозному образованию:
— Большинство имамов получают образование за рубежом. В частности, в Финляндии их раньше традиционно приглашали из Российской Федерации и Турции, сейчас обучают из собственных сообществ, готовятся программы подготовки в Университете прикладных наук Дьякония. В 1948–1969 годах в Хельсинки была татарская школа, в 2001–2005-х «Исламское сообщество Финляндии» организовало частную мусульманскую школу, которую, однако, официально не признали. В 2003 году был принят «Акт религиозной свободы», которым вводили обучение для религиозных меньшинств в общеобразовательных школах и обязывали организовать классы минимум для трех учеников, хотя со временем количество часов на эти занятия было сокращено. Учителей религии готовят на факультете сравнительного религиоведения Университета Хельсинки.
В Норвегии в Университете Осло в 2007 году была открыта двухлетняя программа на факультете теологии, которая должна была стать дополнением к изучению богословия за рубежом и предоставляла возможность быть имамом. Также государство финансирует 70% бюджета частных школ, в том числе религиозных, хотя сегодня мусульманских учебных заведений в Норвегии только 2. Ранее их создание не разрешалось из-за возможного негативного влияния на интеграцию детей-мусульман в общество.
Несмотря на запрос от мусульманских общин и Шведского христианского совета в 2009 году, правительство Швеции отказалось инициировать государственную программу подготовки имамов, поскольку это, по их мнению, является вмешательством во внутренние дела религиозных общин. В стране существует сеть независимых (частных) конфессиональных школ, финансируемых государством, но управляемых различными мусульманскими организациями. Обучают там независимо от конфессиональной принадлежности. Религиозные предметы занимают в программах этих школ всего 1–3 часа в сутки.
В Дании большинство имамов получают религиозное образование за рубежом. В 2004 году был принят закон, который обязывал религиозных лидеров разговаривать на датском и уважать базовые ценности, как демократия и равенство мужчин и женщин. В этом контексте Национальный совет церквей в 2013 году предложил ввести государственную подготовку имамов. Инициативу поддержала Национальная исламская ассоциация. В то же время имамы Датского исламского совета получают образование во Франции. Что касается школьного образования, то частные религиозные школы существуют с середины XIX в., официально признаны государством, получают финансирование в размере 60% расходов, остальное покрывают родители. Первая такая школа появилась в 1978 году.
Доклад Олега Яроша также касался и новообращенных мусульман:
— Новообращенные мусульмане в Северной Европе довольно малочисленная, но очень активная в публичной сфере группа, что нередко становится посредником между государственными институтами, муниципалитетами, СМИ и религиозными общинами. Также они выполняют важную роль в да’ва (призыв к Исламу), то есть внутренней миссионерской деятельности.
Говоря о религиозном обращении, Олег Ярош напомнил о шести основных его мотивах: интеллектуальный, то есть индивидуальный поиск «новых основ бытия»; мистический, основанный на экстазе или откровении; эмпирический, то есть практическое исследование различных традиций; аффективное, который понимается как эмоциональная привязанность к членам общины; возрождение, инспирированный коллективными эмоциональными переживаниями; и, наконец, принуждение, когда обращение не является добровольным.
В частности, анализ Скандинавских стран свидетельствует, что большинство обращений происходит через брак или знакомство с мусульманами. Значительное количество обращенных подчеркивает привлекательность Ислама как «рациональной» религии, для других принятие Ислама — это протест против общества и культуры. Обращения происходят как через суфийские сообщества, да и через салафитские.
Полностью текст доклада будет обнародован в очередном номере альманаха «Аль-Калям».