«Обновление исламской мысли: неотвратимость или нововведение?» — доклад Теймура Атаева на X Международной школе исламоведения

«Обновление исламской мысли: неотвратимость или нововведение?» — доклад Теймура Атаева на X Международной школе исламоведения
«Обновление исламской мысли: неотвратимость или нововведение?» — доклад Теймура Атаева на X Международной школе исламоведения
09.07.2021
Оцените статью: 
(28 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

В Трускавце с 5 по 9 июля продолжается работа юбилейной, десятой, Школы исламоведческих исследований, тема которой в этом году — «Ислам как религия и наука». Мероприятие организовано ОС «Всеукраинская ассоциация «Альраид» и Украинским центром исламоведческих исследований при содействии Международного института исламской мысли (International Institute of Islamic Thought) и Институт интеграции знаний (Institute of Knowledge Integration).

В работе школы принимают участие более 40 ученых не только из Украины, но и из других стран мира: США, Турция, Польши и др. Второй день начался с лекции азербайджанского публициста, историка Теймура Атаева «Обновление исламской мысли: неотвратимость или нововведения?»

Как выяснилось, тема доклада не связана напрямую с новой книгой Теймура Атаева «Идеи пророка Иисуса и их отражение в Коране», которую он представил участникам мероприятия.

— Да, тема моего доклада непосредственно с книгой «Идеи пророка Иисуса ...» не связана, однако дело в том, что сам Иисус был фактически новатором. Это был человек, пытавшийся изменить отношение людей к действительности, изменить отношение людей друг к другу. И, может, даже не изменить, а — что скорее — восстановить. Потому что если в Коране сказано, что сам Коран является подтверждением Торы и Евангелия, то до сих пор продолжаются споры, научные дискуссии: «А для чего Господь послал Иисуса? И к кому Он его послал — к своему народу или ко всему миру, ко всему человечеству?» И кем он, Иисус, был? Или он был, как многие до сих пор считают, политическим лидером, выступившим против римского владычества? Кто-то его называет защитником угнетенных евреев, третьи считают, что он послан ко всему человечеству… А если проанализировать все его проповеди, то там в первую очередь речь о мире, дружбе, любви, согласии, о призыве к этому. Ведь что сделал Иисус? Он фактически уравнял [в правах] всех, потому что тогда не пускали в храм некоторые категории. Гонимыми, притесняемыми бесправными были больные, прокаженные, слепые, люди с увечьями и пр. А Иисус привлекает не только этих людей. Он привлекает [в общественную жизнь] женщин — женщина в то время была человеком второго сорта. Более того, он не говорит негативно о римском сотнике, он не говорит негативно о мытаре, собирающем налоги, и если говорит против, то только против того чиновничьего аппарата, который играет на религиозных чувствах народа. И вот это — основное в проповедях Иисуса: любите друг друга, благодарите друг друга, поклоняйтесь Всевышнему, но не приравнивайте к Нему третьего лица или кого-нибудь! Это и есть то новое, это и есть то обновление мысли, которое он принес человечеству, — пояснил лектор.

Как отмечает Теймур Атаев, Иисуса можно назвать «революционером» — с точки зрения революционного сознания, «революционизирования» мысли:

— Поэтому, возвращаясь к теме обновления мусульманской мысли, может быть проведена параллель между отношением Иисуса к той действительности, в которой он жил. Он был не то что реформатор — реформировать можно что-то, вконец его уничтожив, — но призывал нас реформировать самих себя! И это то же, что позже фактически делал пророк Мухаммад (мир ему и благословение): реформировал нас, менял нас, революционизировал нашу нравственность, наше отношение к самим, к окружающим, к близким и дальним. В этом я вижу и стыковки, и обновления. Не надо бояться слова «обновление», поскольку речь об обновлении мысли, обновлении отношение к действительности — в зависимости от того, что происходит, от изменений вокруг. Как, например, сегодня с пандемией. В зависимости от того, к чему это ведет, к чему приведет и что мы должны делать. И если кто-то думает, что обновление — это нововведение, которое в религии считается грехом, то снова подчеркну, что речь идет об обновлении самого себя, обновления отношение к жизни.

Запись лекции Теймура Атаева на X Международной школе исламоведческих исследований с лекцией «Обновление исламской мысли: неотвратимость или нововведения?» доступна по ссылке.

В книге «Идеи пророка Иисуса и их отражение в Коране», которую ученый из Азербайджана презентовал участникам школы, он рассматривает, как Коран вместил большинство идей, доведенных до своих слушателей, а через них к — последующим поколениям, пророком Иисусом (Иса у мусульман, мир ему) — его признают и очень уважают в исламе. В то же время автор пытается охватить образ Иисуса как личности, сделавшей невероятный вклад в духовное прозрение человечества, ищет ответы на вопрос, кем был Иисус: политическим лидером, революционером, стремившимся изменить жизнь соплеменников? Теймур Атаев предлагает свой взгляд на эту тему, приходя к выводу, что Иисус хотел революции духа, революции духовности и нравственности.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.