Трудно выделить самую интересную из докладов и лекций юбилейной X Международной школы исламоведческих исследований. Каждая важна с точки зрения темы, глубины ее раскрытия, взаимосвязи и влияния на исследования в смежных научных областях. Об этом свидетельствуют обсуждения, продолжающиеся не только в ходе секционных заседаний, но и в кулуарах, обогащая участников новыми идеями и взглядами.
Один из таких докладов, вызвал оживленную дискуссию — выступление докторанта Тилбургского университета (Нидерланды), преподавателя Украинского католического университета (УКУ) Романа Назаренко «Ориентализм, стереотипы и Дисней: пример истории об Аладдине».
На примере нескольких голливудских экранизаций известной сказки докладчик продемонстрировал не только эволюцию далеких от реальности представлений, но и формирование новых стереотипов, использование случайных или ошибочных образов и интерпретаций «Востока» в искусстве, влияние политических событий на формирование этих образов в сознании западного потребителя кино и других произведений искусства. Он затронул тему скрытых, в том числе в кино, смыслов, которые «западный человек» не замечает на сознательном уровне, но они влияют на восприятие им «обобщенного Востока».
«Мы должны понимать, что стереотипные представления и практики имеют глубокую преемственность, которая достигает еще времен противостояния между христианами и мусульманами в Средневековье. В наше время в связи с глобализацией и распространением масс-медиа стереотипы об арабском мире и его жителях приобрели значительные масштабы, порождая главное оружие терроризма — страх и недоверие. Однако после 11 сентября ненависть и страх перед „террористами с Востока“ перешли на новый уровень дискурсивных практик, связанных с так называемой войной с терроризмом», — пишет Роман Назаренко в своей книге «Несподіваний іслам» («Неожиданный ислам»), отмечая, что это можно заметить на примере мультфильма об Аладдине, где прослеживается четкое разграничение, где «…арабы изображены как нецивилизованные, с дикарскими обычаями люди, являющиеся своеобразным антиподом цивилизационных характеристик коллективного Запада».
Как обратил внимание Роман Назаренко, страх перед «угрозой с Востока» отражен в продуктах массовой культуры, особенно в фильмографии.
— Жанры фильма или мультфильма, пожалуй, лучше всего транслируют глубоко зашитые культурные коды, одним из проявлений которых могут быть сюжеты для создания «образа врага». Казалось бы, что может быть невиннее за мультфильм? — спрашивает автор и тут же объясняет, что на картинах студии «Дисней» вырастают целые поколения молодежи, вместе с яркими, красивыми образами «поглощающие» определенным образом представление о чужих культурных контекстах, поэтому даже такой невинный, на первый взгляд, фильм об Аладдине разделяет ответственность за распространение стереотипов и напряжения в мире, ведь изображенный в нем образ Востока далек от реальности. Этот фильм, как и многие другие, не раскрывает зрителю Восток — они его интерпретируют, обнажая страхи условного западного человека.
Видеозапись выступления Романа Назаренко «Ориентализм, стереотипы и Дисней: пример истории об Аладдине» и презентация его книги «Неожиданный ислам» доступны по ссылке.