В Трускавце 5 июля начала работу юбилейная X Школа исламоведческих исследований, тема которой в этом году — «Ислам как религия и наука». Организаторы мероприятия — Общественный союз «Всеукраинская ассоциация «Альраид», Украинский центр исламоведческих исследований, Международный институт исламской мысли (International Institute of Islamic Thought) и Институт интеграции знаний (Institute of Knowledge Integration) — создали все условия, чтобы несколько десятков ученых из Украины и других стран имели возможность пять дней обмениваться мнениями, делиться результатами исследований, обсудить совместные проекты.
Словами традиционного мусульманского приветствия с пожеланиями мира открыл школу шейх Саид Исмагилов — глава Украинского центра исламоведческих исследований, кандидат наук. Он напомнил участникам ее историю, рассказав о наработках и достижениях ее слушателей и лекторов, и предоставил слово председателю Всеукраинской ассоциации «Альраид», члену Украинского центра по фатвам и исследованиям, магистру шариатских наук Сейрану Арифову. Шейх Сейран стал одним из докладчиков первой секции — «Ислам и глобальные процессы».
В первый день участники прослушали несколько лекций. Так, Роман Назаренко, докторант Тилбургского университета (Нидерланды), преподаватель Украинского католического университета (УКУ) выступил с докладом «Орієнталізм, стереотипи та Дісней: приклад історії про Аладдіна» и представил свою книгу «Неожиданный ислам».
Наталья Малиновская, кандидат политических наук (НУ «Острожская академия») прочитала лекцию «Природа ісламського фемінізму у працях „західних“ та „східних“ науковців». Также она презентовала свою книгу «Жіночий емірат? Політикині мусульманського світу».
Доклад Григория Маврова, магистра исламоведения Университета им. Хамада бин Халифа (Катар) называлась «Дебаты о йоге среди современных исламских ученых», а Сейран Арифов презентовал свою книгу «Шаріат і політика».
В вечернем лекториуме кандидат исторических наук, доцент Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины Игорь Козловский начал цикл бесед «Медицина пророка Мухаммада».
Некоторые участники школы поделились своими впечатлениями и мыслями о ее актуальности.
Людмила Филипович, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии и истории религии Института философии имени Г. Сковороды НАН Украины:
— Это уже десятая школа, то есть это уже стало традицией: собирать вокруг исламоведческих тем ведущих ученых Украины, приглашая представителей других традиций из других стран. В этой, десятой, школе участвуют и турецкие участники, и американские, и ученые из Азербайджана и Польши… И главное, что это научное сообщество становится из года в год все мощнее: растут новые ученые, становятся кандидатами, докторами наук. А тема школы, исламоведение, становится интересной украинскому обществу, потому что мусульмане давно являются составляющей религиозного ландшафта нашей страны, и без них сегодня представить религиозную Украину невозможно. И это не только потому, что [после оккупации] из Крыма, с захваченных территорий Донецкой и Луганской областей подтянулись мусульмане — мы знаем, что приехало более 50 тысяч человек, — а потому, что ислам всегда сопровождал украинскую историю. Об этом долгое время «забывали», не вспоминали, затушевывали, не говорили о близости того же крымскотатарского и украинского народов, о близости ислама и христианства — то есть это не должно было работать в этой вот имперской концепции «русского мира», где иной, другой, всегда рассматривался как враг, и это разделяло наше общество. Я думаю, что наступили совсем другие времена и, наоборот, следует искать то, что сближает разные традиции и разные народы, разные языки и культуры. И школа — это абсолютно прекрасный пример того, как в рамках одной темы могут найти люди самых разных национальностей и религиозных взглядов. Я считаю, что у этой школы есть будущее, и я рада, что в ней участвует молодежь. Знаете, сегодня с таким «древним аксакалом» религиоведения, которым фактически является Анатолий Колодный в свои 84 года, ну и мы с Козловским, — смеется Людмила Филипович, — рядом на школе молодые исследователи. И это очень приятно, что присоединяются ученые, интересуются. Значит, у этой науки есть будущее. И я очень хочу, чтобы все больше людей разрушало те стереотипы в отношении мусульман, которые нам навязывали столько лет, чтобы мы понимали: мы живем в поликонфессиональном государстве Украина, и здесь не должно быть врагов. Здесь мы все должны объединиться, чтобы построить нормальную, демократическую, свободную, самодостаточную страну.
Руслан Халиков, религиовед:
— Десятая школа особенна прежде всего тем, что она юбилейная. А это значит, что уже десять лет есть тенденция к исследованию и популяризации исламоведения и, соответственно, это уже не просто одиночная инициатива, а устойчивый тренд. И очень хорошо, что есть такая открытая, публичная мощная команда, которая готова проводить эти школы. И мы видим, что есть все больше достижений среди участников, а не только среди лекторов. У людей выходят статьи, книги, появились уже два исламоведческих журнала за время проведения школы. Первый, журнал «Аль-Калям» — собственно первое украинское академическое издание исламоведческой тематики. Второй журнал основан не в рамках этой школы, а в Остроге — как отдельное исламоведческое издание, претендующее на наукометричнисть, соответствующее требованиям министерства образования и т. д. То есть является научным журналом, однако его редакторы и авторы — участники этих летних школ разных лет. И важно поддерживать эту школу как площадку, где происходит рост исламоведения.
Профессор Университета государственной фискальной службы Украины Геннадий Христокин, религиовед, доктор философских наук, уже второй раз принимает участие в Школе исламоведения:
— Эта школа для меня интересна тем, что ее основная тема связана со взаимодействием религии и науки — это очень интересная и актуальная тема. Сегодня она особенно актуальна для ислама, многие современные мусульманские богословы поднимают ее, раскрывая такой тренд, такую методологию, такой подход, [показывающий] возможность взаимодействия между наукой и религией <...>. Моя позиция, о которой я буду докладывать здесь, что такой диалог возможен на основе философских методологий. То есть нужно привлекать философские методологии для богословия. Все участники школы, на мой взгляд, представляют такую позицию, достаточно взвешенную методологически, которая показывает, что исламоведение — это научный современный тренд. Он интегрирован и в религиоведение, и в мусульманскую теологию, и эти две ветви исследования — академическое религиоведение и исламоведение, с одной стороны, и богословское исламоведение — они очень тесно сотрудничают в диалоге, в издании журналов, статей, монографий. Здесь нет никакого особого конфликта. Потому это так важно и актуально.
Вадим Слюсар, доктор философских наук, Житомирский государственный университет им. Ивана Франко:
— Прежде всего — почему нужны такие школы. В прошлом году мы были вынуждены проводить IX школу в онлайн-режиме, и участников было много, то есть людям важно общение. Сегодня очень много появилось исследований по исламоведению. Особенно учитываем, что Украина находится на линии трех цивилизаций, одна из которых — исламская. Происходит мощное взаимодействие — и в культурном плане, и в политическом. Чрезвычайно важно переосмысление роли и места ислама в украинском обществе, в украинской истории. Стоит избавляться от многих стереотипов, особенно когда говорим о политизации истории и представлении ее как вечной вражды между украинцами и другими соседями, забывая о тех моментах и военного взаимодействия, и политического, и культурного. Также важно, что школа по сути работает круглый год, поскольку после того, как мы завершаем ее, мы всегда общаемся, делимся какой-то информацией. У кого-то есть интересные исследования, выходят совместные статьи. Например, у меня вышла совместно с Мариушем Маршевским (доктор философии, Польша. — Ред.) статья о PR-деятельность религиозных организаций, и я думаю, что в этом направлении мы продолжим исследования. Участники школы помогают друг другу. Во-первых, создают какие-то новые проекты в рамках школы, в аккредитациях, в проведении лекций приглашенных профессоров. Так, у нас, в ЖГУ, был интересный научный семинар с участием профессора Киевского национального университета Аллы Бойко — «Религиозная журналистика». И сейчас мы видим, что они открывают магистратуру по этому направлению. Наша магистратура также имеет определенную ориентированность на исследование религии. Мы обмениваемся некоторыми проектами, опытом проведения мероприятий, поэтому я считаю, что эта школа очень важна. Один из участников школы, Михаил Якубович, является главным редактором журнала «Вісник ЖДУ з філософських наук», то есть взаимодействие происходит не только во время школы. Школа — это лишь презентация достижений, того, что наработано за год.