Стартовала юбилейная летняя школа исламоведческих исследований

В Трускавце 5 июля начала работу юбилейная X Школа исламоведческих исследований, тема которой в этом году — «Ислам как религия и наука». Организаторы мероприятия — Общественный союз «Всеукраинская ассоциация «Альраид», Украинский центр исламоведческих исследований, Международный институт исламской мысли (International Institute of Islamic Thought) и Институт интеграции знаний (Institute of Knowledge Integration) — создали все условия, чтобы несколько десятков ученых из Украины и других стран имели возможность пять дней обмениваться мнениями, делиться результатами исследований, обсудить совместные проекты.

Словами традиционного мусульманского приветствия с пожеланиями мира открыл школу шейх Саид Исмагилов — глава Украинского центра исламоведческих исследований, кандидат наук. Он напомнил участникам ее историю, рассказав о наработках и достижениях ее слушателей и лекторов, и предоставил слово председателю Всеукраинской ассоциации «Альраид», члену Украинского центра по фатвам и исследованиям, магистру шариатских наук Сейрану Арифову. Шейх Сейран стал одним из докладчиков первой секции — «Ислам и глобальные процессы».

В первый день участники прослушали несколько лекций. Так, Роман Назаренко, докторант Тилбургского университета (Нидерланды), преподаватель Украинского католического университета (УКУ) выступил с докладом «Орієнталізм, стереотипи та Дісней: приклад історії про Аладдіна» и представил свою книгу «Неожиданный ислам».

Наталья Малиновская, кандидат политических наук (НУ «Острожская академия») прочитала лекцию «Природа ісламського фемінізму у працях „західних“ та „східних“ науковців». Также она презентовала свою книгу «Жіночий емірат? Політикині мусульманського світу».

Доклад Григория Маврова, магистра исламоведения Университета им. Хамада бин Халифа (Катар) называлась «Дебаты о йоге среди современных исламских ученых», а Сейран Арифов презентовал свою книгу «Шаріат і політика».

В вечернем лекториуме кандидат исторических наук, доцент Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины Игорь Козловский начал цикл бесед «Медицина пророка Мухаммада».

Некоторые участники школы поделились своими впечатлениями и мыслями о ее актуальности.

Людмила Филипович, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии и истории религии Института философии имени Г. Сковороды НАН Украины:

— Это уже десятая школа, то есть это уже стало традицией: собирать вокруг исламоведческих тем ведущих ученых Украины, приглашая представителей других традиций из других стран. В этой, десятой, школе участвуют и турецкие участники, и американские, и ученые из Азербайджана и Польши… И главное, что это научное сообщество становится из года в год все мощнее: растут новые ученые, становятся кандидатами, докторами наук. А тема школы, исламоведение, становится интересной украинскому обществу, потому что мусульмане давно являются составляющей религиозного ландшафта нашей страны, и без них сегодня представить религиозную Украину невозможно. И это не только потому, что [после оккупации] из Крыма, с захваченных территорий Донецкой и Луганской областей подтянулись мусульмане — мы знаем, что приехало более 50 тысяч человек, — а потому, что ислам всегда сопровождал украинскую историю. Об этом долгое время «забывали», не вспоминали, затушевывали, не говорили о близости того же крымскотатарского и украинского народов, о близости ислама и христианства — то есть это не должно было работать в этой вот имперской концепции «русского мира», где иной, другой, всегда рассматривался как враг, и это разделяло наше общество. Я думаю, что наступили совсем другие времена и, наоборот, следует искать то, что сближает разные традиции и разные народы, разные языки и культуры. И школа — это абсолютно прекрасный пример того, как в рамках одной темы могут найти люди самых разных национальностей и религиозных взглядов. Я считаю, что у этой школы есть будущее, и я рада, что в ней участвует молодежь. Знаете, сегодня с таким «древним аксакалом» религиоведения, которым фактически является Анатолий Колодный в свои 84 года, ну и мы с Козловским, — смеется Людмила Филипович, — рядом на школе молодые исследователи. И это очень приятно, что присоединяются ученые, интересуются. Значит, у этой науки есть будущее. И я очень хочу, чтобы все больше людей разрушало те стереотипы в отношении мусульман, которые нам навязывали столько лет, чтобы мы понимали: мы живем в поликонфессиональном государстве Украина, и здесь не должно быть врагов. Здесь мы все должны объединиться, чтобы построить нормальную, демократическую, свободную, самодостаточную страну.

Руслан Халиков, религиовед:

— Десятая школа особенна прежде всего тем, что она юбилейная. А это значит, что уже десять лет есть тенденция к исследованию и популяризации исламоведения и, соответственно, это уже не просто одиночная инициатива, а устойчивый тренд. И очень хорошо, что есть такая открытая, публичная мощная команда, которая готова проводить эти школы. И мы видим, что есть все больше достижений среди участников, а не только среди лекторов. У людей выходят статьи, книги, появились уже два исламоведческих журнала за время проведения школы. Первый, журнал «Аль-Калям» — собственно первое украинское академическое издание исламоведческой тематики. Второй журнал основан не в рамках этой школы, а в Остроге — как отдельное исламоведческое издание, претендующее на наукометричнисть, соответствующее требованиям министерства образования и т. д. То есть является научным журналом, однако его редакторы и авторы — участники этих летних школ разных лет. И важно поддерживать эту школу как площадку, где происходит рост исламоведения.

Профессор Университета государственной фискальной службы Украины Геннадий Христокин, религиовед, доктор философских наук, уже второй раз принимает участие в Школе исламоведения:

— Эта школа для меня интересна тем, что ее основная тема связана со взаимодействием религии и науки — это очень интересная и актуальная тема. Сегодня она особенно актуальна для ислама, многие современные мусульманские богословы поднимают ее, раскрывая такой тренд, такую ​​методологию, такой подход, [показывающий] возможность взаимодействия между наукой и религией <...>. Моя позиция, о которой я буду докладывать здесь, что такой диалог возможен на основе философских методологий. То есть нужно привлекать философские методологии для богословия. Все участники школы, на мой взгляд, представляют такую ​​позицию, достаточно взвешенную методологически, которая показывает, что исламоведение — это научный современный тренд. Он интегрирован и в религиоведение, и в мусульманскую теологию, и эти две ветви исследования — академическое религиоведение и исламоведение, с одной стороны, и богословское исламоведение — они очень тесно сотрудничают в диалоге, в издании журналов, статей, монографий. Здесь нет никакого особого конфликта. Потому это так важно и актуально.

Вадим Слюсар, доктор философских наук, Житомирский государственный университет им. Ивана Франко:

— Прежде всего — почему нужны такие школы. В прошлом году мы были вынуждены проводить IX школу в онлайн-режиме, и участников было много, то есть людям важно общение. Сегодня очень много появилось исследований по исламоведению. Особенно учитываем, что Украина находится на линии трех цивилизаций, одна из которых — исламская. Происходит мощное взаимодействие — и в культурном плане, и в политическом. Чрезвычайно важно переосмысление роли и места ислама в украинском обществе, в украинской истории. Стоит избавляться от многих стереотипов, особенно когда говорим о политизации истории и представлении ее как вечной вражды между украинцами и другими соседями, забывая о тех моментах и ​​военного взаимодействия, и политического, и культурного. Также важно, что школа по сути работает круглый год, поскольку после того, как мы завершаем ее, мы всегда общаемся, делимся какой-то информацией. У кого-то есть интересные исследования, выходят совместные статьи. Например, у меня вышла совместно с Мариушем Маршевским (доктор философии, Польша. — Ред.) статья о PR-деятельность религиозных организаций, и я думаю, что в этом направлении мы продолжим исследования. Участники школы помогают друг другу. Во-первых, создают какие-то новые проекты в рамках школы, в аккредитациях, в проведении лекций приглашенных профессоров. Так, у нас, в ЖГУ, был интересный научный семинар с участием профессора Киевского национального университета Аллы Бойко — «Религиозная журналистика». И сейчас мы видим, что они открывают магистратуру по этому направлению. Наша магистратура также имеет определенную ориентированность на исследование религии. Мы обмениваемся некоторыми проектами, опытом проведения мероприятий, поэтому я считаю, что эта школа очень важна. Один из участников школы, Михаил Якубович, является главным редактором журнала «Вісник ЖДУ з філософських наук», то есть взаимодействие происходит не только во время школы. Школа — это лишь презентация достижений, того, что наработано за год.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.