«Ислам — это очень тяжелый участок работы», — говорит агент КГБ в комедии 1990-х «На Дерибасовской хорошая погода». Удивительно, но эти слова с уже подзабытого русского фильма оказались почти пророческими для Ислама на всем постсоветском пространстве. Более того: в горячих точках Ближнего Востока, на острие мигрантского кризиса в ЕС и во многих других местах планеты — тоже. Не секрет, что мусульман воспринимают немного не так, как последователей других религий — значительно подозрительнее, и эта тенденция, как ни крути, сохраняется много лет. Либеральные мусульмане будут доказывать, что это — следствие ошибочных стереотипов и предубеждений: «Ислам не такой», «Ислам означает „салам“, то есть мир». А более радикальные будут цитировать кораническое «иудеи и христиане никогда не будут удовлетворены тобой, пока не примешь их веру» (Коран, 2: 120), мол, так и надо, ведь «так обещал Аллах». Независимо от того, кто прав, женщину в хиджабе (в никабе — тем более) воспримут не так, как в обычной одежде, а на бородатого мужчину с «восточным акцентом» будут смотреть иначе, чем на любого типичного европейца.
В украинских реалиях тема исламской угрозы получила новые значения. Однако они связаны не столько с мировыми трендами — мы тоже, как и все европейцы, ужасаемся от ИГИЛ — как с постсоветскими. Можно вспомнить и историю: лет 10 назад еще в украинском Крыму тоже раскручивали проблему «исламистов». То местные коммунисты в лице нардепа Леонида Грача рассказывали о «базах ваххабитов», то пресса пугала, что «татары будут резать славян», то раздували тему самозахватов. И это несмотря на то, что в Украине почти в каждом городе есть земли, которые кто-то незаконно присвоил, захватил, «прихватил», но об этом вспоминали только иногда. А о крымских татарах говорили все время. В 2009 году на полуострове даже было громкое дело о разоблачении какой-то организации под страшным названием «Ат-такфир ва ль-хиджра» («Анафема и эмиграция»).
Парадоксально, но члены движения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения»), о репрессиях к которым в РФ в настоящее время много говорят у нас, испытывали давление и со стороны украинских спецслужб. Мало кто об этом знает, но в Украине есть две мусульманские книги, еще несколько лет назад признанные одним из наших судов «экстремистскими». В то же время мы нередко удивляемся, что в России существует большой список экстремистской литературы. Конечно, сравнивать внимание наших правоохранительных органов к мусульманским общинам с тем, каким оно есть в РФ и других странах бывшего СССР, — дело бесполезное, ведь уровень религиозной свободы в Украине относительно высокий, к тому же во многих случаях строгость закона компенсируется его неисполнением.
После 2014 года, когда подзабытое высказывание Виктора Ющенко о том, что «крымские татары — это единственные настоящие украинцы Крыма» приобрело новый смысл, появился некий «происламский сентимент». Недавно начали широко праздновать День депортации крымскотатарского народа, вопить в различных медиа о преступлениях, совершаемых на полуострове РФ, писать о крымских татарах-переселенцах и вообще демонстрировать значительную заинтересованность этой тематикой.
Теперь, когда анализируем события 2014-го, понятно, кто и для чего держал «градус напряжения» в Крыму, кому была нужна демонизация крымских татар. Даже не прибегая к конспирологическим рассуждениям, очевидно, что Российская Федерация разыгрывала антитатарскую карту, чтобы мобилизовать пророссийскую часть жителей полуострова. Да и сейчас, в условиях оккупации, этот ход остается действенным.
На внешнеполитическом уровне РФ взяла курс на замалчивание конфликта, чтобы о Крыме вообще не говорили ни хорошего, ни плохого («статус Крыма НЕ обсуждается»), зато месседжи внутренней аудитории транслируются регулярно. С самого начала агрессии Россия направила силы на дискредитацию Меджлиса крымскотатарского народа, а также всех групп, которым не нашлось места в новых реалиях Крыма. Переселенцев, выехавших на материк по религиозным соображениям, российские медиа обвиняют в экстремизме, терроризме, пособничестве ИГИЛ и др. «Энергоблокада» 2015–2016 годов — это вообще отдельная и интересная тема: чего только пресса РФ не писала о формировании «Аскер» Ленура Ислямова, пытаясь вдолбить в головы рядовых россиян, что с той стороны, то есть украинской, наряду с американскими наемниками на Донбассе воюют еще и «исламские экстремисты».
Впрочем, в последнее время вырисовался новый тренд. Когда в 2016 году так называемой властью ДНР был арестован известный украинский ученый-религиовед Игорь Козловский (до сих пор заключенный), одним из объяснений лидера боевиков ДНР Алексея Ходаковского была «попытка» Козловского организовать некое «радикальное мусульманское восстание» в «республике».
На тех же оккупированных территориях за последние два года была приостановлена деятельность некоторых исламских общин, связанных с так называемыми хабашитами (неосуфийская группа), а также мадхалитами (разновидность салафизма). Более того, появились довольно противоречивые персонажи «муфтий Донецкой народной республики» Ринат Айсин, а также «боевой муфтий Донбасса» (самоназвание) Танай Чолханов. За последние несколько месяцев в так называемой патриотической (читай национал-шовинистической) печати РФ появился целый ряд статей о «преступном плане» Турции и киевской власти по объединению украинских мусульман против РФ. А некоторые из этих публикаций даже «перекочевывают» во вменяемые, на первый взгляд, издания вроде «Новой газеты». Например, в июльской публикации «Меджлис намерен привести мусульман к единству» говорится о том, как при поддержке Турции украинские «Братья-мусульмане» собираются строить мечеть, чтобы как бы «нейтрализовать» влияние Духовного управления мусульман Украины, которому принадлежит киевская мечеть «Ар-Рахма». Конечно, та мечеть — и об этом откровенно пишут в других статьях — будет «рассадником экстремизма». А тот факт, что при поддержке той же Турции подобную мечеть построили и торжественно открыли в августе 2015 года в Москве, а в декабре 2016-го — в Минске («православный атеист» Лукашенко даже принял участие в мусульманской молитве, намазе. — авт.), нисколько не смущает российских пропагандистов. Потому что им, конечно, можно, а украинским мусульманам — нельзя! Особенно тем, кто принадлежит к организациям с активной проукраинской позицией или покинули Крым из-за принадлежности к политическим движениям, несогласным с присутствием РФ на полуострове.
Под шквалом русской критики оказались и муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов (еще в сентябре 2014 года он вынужден был покинуть родной Донецк и переехать в Киев), активисты крымскотатарского движения, участники Евромайдана и АТО, а также мусульмане с РФ, попрощавшиеся с родиной и нашедшие убежище в Украине. К сожалению, некоторые украинские СМИ, до сих пор находясь в плену информационного пространства РФ, очень часто ретранслируют эти фобии. По тому, как воспринимает крымских татар пресса отдельных регионов (например, Херсона), заметно, что исламофобским трендам даже в нынешних условиях еще далеко до исчезновения. Недаром опрос, недавно проведенный Центром Разумкова, показывает, что почти каждый пятый житель Юга Украины негативно воспринимает мусульман и Ислам в целом.
Несмотря на то, что лицом современного крымскотатарского движения остается либеральный национализм (преимущественно светского типа), российская пропаганда ориентируется еще и на определенный уровень этнофобии. Хотя украинский МИД и другие органы государственной власти делают заявления о преследовании крымских татар оккупационными властями полуострова, следует считать, что потенциальный конфликт вполне возможен и в Украине. Раздувать скандалы «из ничего», как известно, у нас умеют очень хорошо, особенно в условиях будущих президентской и парламентской избирательных кампаний.
Немного странные ситуации возникают вокруг религиозного лидерства крымских татар. Духовное управление мусульман Крыма давно перерегистрировалось по российскому законодательству и фактически действует как обычная религиозная организация РФ (уже отметилось и антиукраинскими заявлениями). Но так же, как в случае с крымскими общинами УПЦ МП, никто в государстве не инициирует судебного иска и снятия сепаратистов с регистрации. Так, мотив понятен: РФ сразу использует это в свою пользу, и начнутся заявления, в том числе и на международном уровне, это Украина сама отказывается поддерживать крымских татар и даже преследует тех, кто приветствовал «воссоединение с Россией». Но есть другой путь — формирование альтернативы. И такая альтернатива, а именно Духовное управление мусульман Крыма уже с центром в Киеве, вот-вот должна быть зарегистрирована в Министерстве культуры Украины. Однако процесс по разным причинам тормозят, и независимо от того, кто виноват, мы пробуксовываем в информационной войне. То же касается и Представительства Президента Украины в Крыму, расположенного в Херсоне: по мнению крымскотатарских активистов, которые уже месяц протестуют под его зданием, в течение трех лет деятельности это учреждение не оправдало себя и продемонстрировало полную бездеятельность, поэтому надо немедленно менять руководство. В ответ представитель Президента обвинила активистов в попытках силового захвата помещения, поэтому конфликт до сих пор существует. Неважно, на чьей стороне правда, — эта ситуация требует какого-то решения. Как и многие другие, связанные с Крымом, татарами, «стратегией деоккупации».
За последние несколько месяцев — эта информация уже есть в прессе, хотя резонанса еще не вызвала — по меньшей мере в двух мечетях Украины, а именно в Сумах и в Житомире, правоохранительные органы провели обыски. В первом случае искали литературу, во втором — формат уголовного производства, что якобы какое-то «неустановленное лицо пропагандирует на территории мечети ненависть». Оружия не найдено, однако некоторые мусульманские книги изъяли для проведения экспертизы (кто ее проводит и будет ли проводить вообще — неизвестно), материалы обыска были предоставлены имаму мечети. Среди изъятых изданий — вполне нейтральные, более того, даже частичный перевод Корана на украинский язык с толкованием.
Это чисто «внутриисламское» дело, где одни религиозные направления критикуют других. Однако, к сожалению, это влияет на всех мусульман без исключения, потому что рядовой гражданин не будет разбираться, кто какую общину посещает. Потому что если кто-то в чалме сказал, что едва ли не все здесь экстремисты, то, наверное, так и есть.
В отношении к Исламу заметна избирательность: то, что у нас разрешено говорить с амвона, нельзя говорить с минбара мечети. Когда в определенных православных общинах распространяют литературу, где прямым текстом говорится, что никакой Украины не существует, а только «Единая Русь» с центром в Москве, — это явление не вызывает такой реакции, как в случае с литературой мусульманской. Конечно, обычным человеком агрессия в канонически православной литературе воспринимается как исключение, тогда как в мусульманской — почти как норма. Особое внимание к эмигрантам и лицам, которые действительно могут быть связаны с ИГИЛ — это нужное дело, но, как показывает практика, часто ищут не там, где действительно нужно.
Не забывайте еще об одном факте: потеряв возможность активно торговать с РФ, немало наших предприятий переориентировались на Ближний Восток и почти выстраиваются в очередь, чтобы получить сертификат «халяль» (удостоверение, что продукты пригодны к употреблению по нормам Ислама, — авт.), то есть фактически разрешение на экспорт товаров в мусульманские страны. Как сообщает вице-президент Украинской ассоциации халяль-индустрии «Укрхаляль» Лариса Полищук, разрабатывается отечественный государственный стандарт в этой области. Украиной интересуются и ближневосточные инвесторы, и если у нас вдруг станет трендом исламофобия, их инвестиций наш бизнес не получит.
Когда некоторые из представителей власти говорит, что РФ делает ставку не на полноценную агрессию, а на «расшатывание лодки», это очень похоже на правду: мы так и не можем сформировать более или менее четкий и постоянный взгляд на «восточную» тематику, в которой очень заинтересованы.
Источник: Тиждень.ua