В День памяти жертв депортации крымскотатарского народа на Софийской площади в Киеве состоялся вечер-реквием. В мемориальном мероприятии почтения памяти единоверцев участвовали мусульмане Украины разных национальностей.
Издание «Ислам в Украине» подготовило видеосюжет об этом событии, в котором слово было предоставлено участникам акции.
В частности, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов отметил, что депортация крымских татар является страшным преступлением, потому что, кроме уничтожения части крымскотатарского народа, это было еще и уничтожение мусульманской идентичности в Украине:
— Это страшное преступление, фактически уничтожение мусульманской идентичности в Украине, ведь после депортации крымскотатарского народа в Украине до времен Независимости не действовала ни одна мечеть, — отметил духовный глава украинских мусульман. — Сегодня (18 мая — Ред.) мы в мечети после пятничного джума-намаза читали Коран и совершали дуа по жертвам этой трагедии. Сейчас — почтение памяти погибших в депортации мусульман, крымских татар. Это долг каждого порядочного, совестливого человека. А нам как мусульманам поддержать наших братьев — крымских татар — это духовный религиозный долг.
Молодой крымский татарин Исмаил, потомок тех, кому повезло выжить в местах изгнания, отметил, что проведение такого мемориального мероприятия важно для народа:
— То, что такое мероприятие проводится — чрезвычайно важно для нас. Более того, люди, которые не знали о депортации, через такие акции могут больше узнать о нас.
Эльзара Бекирова такого же мнения:
— Это важно, чтобы люди помнили и понимали, что это за день. Потому что были случаи, когда нас поздравляли с праздником, хотя это не праздник, а день траура.
Риза Сеитвелиев выразил благодарность тем, кто несмотря на дождь, который шел в тот день в Киеве, принял участие в митинге-реквиеме.
Своими мыслями делились и другие участники мероприятия:
— Почему я здесь? Потому что хочу поддержать крымских татар, — отметила одна из украинских гражданок Елена. — У меня есть друзья и родственники, оставшиеся в Крыму. Для меня полуостров — это, прежде всего, Украина, я не понимаю и не принимаю аннексию, поэтому я здесь.
Дождь, как отметили многие из присутствующих на мемориальном мероприятии, в тот день был определенным символом — небо Украины также было в трауре по тысячам погибших в депортации, сотням тех, кто и сейчас подвергается давлению со стороны оккупационных властей, десяткам заключенных, пропавших без вести, найденных убитыми со следами нечеловеческих пыток…