Полководец великого хана. Часть третья

Полководец великого хана. Часть третья
Битва под Корсунем
Полководец великого хана. Часть третья
Коронный гетьман М. Потоцкий
Полководец великого хана. Часть третья
Полководец великого хана. Часть третья
01.11.2023
Оцените статью: 
(152 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Часть первая                  Часть вторая

Победа в битве под Желтыми Водами задала настроение всей военной кампании 1648 года. Украинские и крымские войска доказали способность совместно громить противника, что было совсем не простым делом, учитывая различия в языке, религии и культуре двух народов. Важнейшей составляющей успеха было то, что Хмельницкий и Тугай-бей добились полного взаимопонимания как на поле боя, так и за его пределами.

Украинский гетман владел крымскотатарским языком, что позволяло оперативно решать все острые вопросы, возникавшие в продолжительном и трудном походе. Богдан Хмельницкий высоко ценил мужество крымцев, о чем откровенно говорил в беседе с московским послом в 1849 году:

«В прошлом году в войне с нами были [крымские татары] и голов своих не щадили, и великую помощь нам учинили».

Об отношениях Хмельницкого и Тугай-бея украинский историк Михаил Грушевский писал:

«[С ним], видимо, было на самом деле искреннее взаимопонимание: он (Тугай-бей. — Авт.) служил гетману посредником в крымских делах и был-таки, наверное, настоящей душой этого крымско-украинского союза».

Победа под Желтыми Водами не означала решающего перелома на начальном этапе войны. В районе крепости Корсунь были сосредоточены главные силы Речи Посполитой под командованием коронного гетмана Миколая Потоцкого и польного гетмана Марцина Калиновского. Их армия достигала численности 20 тысяч человек и состояла из отборных частей с большим военным опытом.

После Желтых Вод в ряды казацкой армии стали вливаться отряды добровольцев из числа украинского крестьянства и казачества. Однако, несмотря на это, общая численность казацко-татарского войска была немного меньше, чем имели поляки накануне битвы под Корсунем. С целью усиления армии на помощь Тугай-бею выступил со своим войском крымский хан Ислям III Герай. Он отправил сообщение, что находится уже в Перекопе и дал указание ждать его прибытия, но Тугай-бей и Хмельницкий уже подходили к Корсуню, и у них не было времени ждать, события развивались слишком стремительно.

Крымский историк А. Шейхумеров, оценивая ситуацию накануне сражения, отмечает:

«Польская армия отступала перед противником, уклоняясь от битвы. Теперь исход кампании зависел от того, сумеет ли Потоцкий убежать от союзников или же будет настигнут ими. Учитывая быстроту татар, первый вариант был маловероятен. 24 мая войска Тугай-бея переправились через реку Тясмин, а утром 25 мая — через Рось. В тот же день начались бои с поляками, занявшими оборону у Корсуня. Союзники пробовали на прочность польскую оборону, обстреливая врага и пытаясь выманить за собой коронные хоругви».

25 мая поляки выстроили войска перед лагерем, чем решили воспользоваться крымские татары: они стали обстреливать армию Потоцкого, врывались в ее ряды, а затем делали вид, что отступают, стремясь увлечь поляков в преследование за собой. Однако те не поддались, понимая, что стоит нарушить ряды, и они будут подвергнуты немедленной контратаке с последующим разгромом.

Вечером на совещании командиров польских войск было принято решение о начале отступления к Белой Церкви — это самым роковым образом сказалось на судьбе армии Речи Посполитой. Зная, по какому маршруту будут двигаться поляки, Богдан Хмельницкий отправил казачий полк под командованием Максима Кривоноса. Тот должен был устроить засаду на пути польской армии, а для его усиления Тугай-бей предоставил также конный отряд крымских татар.

Казаки перекопали дорогу на пути поляков, преградив ее поваленными деревьями, а те двигались прямо в ловушку. Наткнувшись на преграду, Потоцкий понял, что попал в беду. Крымцы и казаки атаковали со всех сторон, и окруженные поляки продержались всего несколько часов, а затем были полностью разгромлены. Это произошло 26 мая 1648 года.

Из 20-тысячной армии Речи Посполитой почти половина попала в плен, остальные погибли в бою. Сам Потоцкий и его соратник Калиновский также оказались в плену. Хмельницкий передал их Тугай-бею в качестве военных трофеев (после нескольких лет пребывания в Крыму их выкупили из плена за большие деньги. — Авт.).

Очередная военная неудача похоронила надежды Речи Посполитой на быстрый разгром восстания. В среде польской шляхты и магнатов царили панические настроения. Они еще более усилились, когда вскоре после начала войны неожиданно умер король Владислав IV.

После победы под Корсунем казацкие войска быстро продвигались вперед, в охваченную восстанием Украину. Под напором повстанцев шляхта бежала в Польшу.

Войско Тугай-бея по соглашению с Хмельницким с огромной добычей и тысячами пленников вернулось в Крым. Историк Хаджи Мехмед Сенаи писал:

«В году 1508-м (1648), 19 дня месяца джумада аль-авваль, в четверг, а по римским месяцам это первое число хазирана (июня), был дан приказ возвращаться с захваченным и с победами, и с радостью, и с добычей, и при каждой остановке, сжигая и разрушая богохульствующие города позорных гяуров, 27 дня этого же месяца, когда было приказано перейти реку, именуемую Кёк Сувы <…> все, счастливые большой добычей, радостные и довольные, с легкостью переходя от стоянки к стоянке, 7 дня этого же месяца, в воскресенье, остановились у реки Озю (Днепр), являющейся одной из великих, подобных Нилу, рек, и началось управление переправой; и в этот день пришел человек с дружественным письмом от оставленного защищать страну Крым Их благородного брата кагылгай-султана, то есть от правофлангового султаната и помощника в управлении государством, Крым Герай-султана, и сообщил, что в стране Крым во всех отношениях царят благоденствие и покой, и войско с радостью переправилось через реку, и было приказано двигаться по направлению к Ферахкерману, а в среду остановились у стоянки Ор (Перекоп), и тогда узнали, что от страха и опасений московский царь прислал посла и казну (дань)».

В течении всего лета 1648-го в Украине происходила ожесточенная борьба между повстанцами и отрядами польских магнатов. С каждым днем положение Речи Посполитой ухудшалось. В итоге в конце августа правительство приняло решение собрать новую армию. Поляки знали, что на территории Украины уже не было крымцев, а значит, был шанс нанести Хмельницкому поражение. Однако гетман располагал большим числом информаторов, в том числе среди польской шляхты. Он своевременно получил необходимые сведения и тут же отправил письмо хану Ислям Гераю с просьбой оказать  помощь. Хан не медлил, и уже вскоре на соединение с Хмельницким выступил крымский корпус.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.