7 выдающихся мусульман, оказавших влияние на историю и культуру современной Украины. Часть вторая

7 выдающихся мусульман, оказавших влияние на историю и культуру современной Украины. Часть вторая
Гаспринский стремился совместить традиционное исламское образование с новыми подходами, разработанными европейской педагогической наукой.
7 выдающихся мусульман, оказавших влияние на историю и культуру современной Украины. Часть вторая
Тугай Бей. Эскиз для картины "Богдан Хмельницкий и Тугай Бей подо Львовом". Фото: артархив.ру
7 выдающихся мусульман, оказавших влияние на историю и культуру современной Украины. Часть вторая
Как это ни парадоксально звучит, но одними из последних в Европе с творческим наследием Асада познакомились его земляки.
7 выдающихся мусульман, оказавших влияние на историю и культуру современной Украины. Часть вторая
7 выдающихся мусульман, оказавших влияние на историю и культуру современной Украины. Часть вторая
7 выдающихся мусульман, оказавших влияние на историю и культуру современной Украины. Часть вторая
02.10.2019
Оцените статью: 
(143 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Тугай-бей

В истории крымско-украинских политических связей фигура полководца и государственного деятеля Тугай-бея (ок. 1601 — 1651) занимает особое место. Активный участник Освободительной войны украинского народа, Тугай-бей, имевший большой военный опыт, оказался наилучшим из всех возможных союзников Богдана Хмельницкого. В решающие моменты сражений крымскотатарская конница Тугай-бея эффективно дополняла запорожскую пехоту, совершая обходные маневры и неожиданно атакуя противника. В битвах под Желтыми Водами и Корсунем, благодаря слаженности и взаимодействию украинских и крымских войск, элитные польские армии потерпели сокрушительное поражение. Богдана Хмельницкого с Тугай-беем связывали не только деловые отношения, но и подлинные узы братства. Украинский гетман так говорил об крымскотатарском полководце: «Тугай-бей близок мне, он — мой брат, моя душа». О том, каким был Тугай-бей на поле битвы, сохранился рассказ крымского историка Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи: «Тугай-бей и подобные ему отважные героические мужи, бросившись на несказанно большие осадные пушки, извергавшие огонь, с криками «Аллах, Аллах!», «Аллах, Аллах!» прославляя имя божье, все разом бросились в сабельную атаку, и многие, уповая на всевышнего, подобно хищным львам, полезли прямо в пасти изрыгающих пламя драконов, и, питая в душе прекрасную мечту об исполнении обета «или победа, или смерть», справа и слева, с центра, и с флангов, крепкими мечами, как ослепительными молниями, ударили по зловредным собакам». Тугай-бей погиб в 1651 году в трагической для украинского народа битве под Берестечком. После его смерти отношения Украины с Крымским ханством стали постепенно ухудшаться, что в конечном итоге привело к разрыву отношений между этими государствами, но память об этом союзе и сейчас является предметом гордости многих украинцев и крымских татар.

Исмаил Гаспринский

Выдающийся крымскотатарский просветитель, общественный деятель и ученый Исмаил Гаспринский (1851 — 1914) является одним из наиболее ярких представителей исламского возрождения конца XIX, начала XX вв. Родившийся в крымском поселке Авджикой и окончивший симферопольскую гимназию Гаспринский в своей просветительской работе очень быстро вышел за рамки Крыма, завязав контакты с мусульманами Европы, Османской империи, Поволжья, Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока. Гаспринскому пришлось, буквально на пустом месте, создавать систему образования для угнетенных тюркских народов Российской империи. Выход в 1883 году первого номера газеты «Терджиман» (Переводчик) стал событием для всей мусульманской творческой элиты многих стран мира. Со временем на базе газеты был создан целый медиа-холдинг, который издавал газеты и журналы, которые пользовались популярностью далеко за пределами Крыма. Новые подходы Исмаила Гаспринского к образовательному процессу положили начало просветительского течения, получившего название «джадидизм». Гаспринский стремился совместить традиционное исламское образование с новыми подходами, разработанными европейской педагогической наукой. Успех его образовательных проектов доказал эффективность «системы Гаспринского» и ее перспективность. Недаром, труды крымскотатарского просветителя пользовались популярностью в исламском мире даже спустя десятилетия после смерти Гаспринского. К началу ХХ века Исмаилу Гаспринскому удалось объединить вокруг себя группу мусульманских деятелей, которые стремились к просвещению широких масс на базе идей джадидизма. В 1905 году они создали организацию «Бутюнрусие иттифак аль муслимин», фактически ставшую первой легальной исламской партией в Российской империи. Партия ставила своей задачей прекращение дискриминации мусульманского населения, а также содействие всемерному развитию культуры и образования. «Иттифак» просуществовала недолго, прекратив свою деятельность под давлением властей. Впоследствии, многие ее деятели стали основателями мусульманских национальных организаций периода революции 1917 года.

Мухаммад Асад

Превращение мальчика из Львова, родившегося в зажиточной еврейской семье, в крупнейшего исламского религиозного и политического деятеля уже давно стало своеобразной легендой для украинских мусульман. Достаточно почитать СМИ, чтобы осознать все более возрастающую роль фигуры Асада и его идей в современной Украине. Увлеченность Востоком приводила и приводит множество европейцев в лоно ислама. Но лишь немногих из этих персоналий можно позиционировать как людей, которые внесли весомый вклад в развитие исламской цивилизации. Леопольд Вайс (1900 — 1992) родился во Львове на переломе двух эпох. Даже объехав полмира и став известным исламским деятелем Мухаммадом Асадом, он никогда не забывал о своей родине, посвятив ей самые теплые странички в книге воспоминаний и размышлений «Путь в Мекку». Эта работа, изданная в 1954 году и переведенная на множество языков мира, вызвала нешуточный интерес не только у интеллектуалов и любителей экзотики. Она позволила представителям европейской цивилизации лучше узнать и понять религию, которая к концу ХХ века оказалась в центре внимания всего человечества. Не будет преувеличением утверждение, что большинство лидеров современного мира знакомятся с исламом, в том числе, и благодаря книгам Мухаммада Асада. Как это ни парадоксально звучит, но одними из последних в Европе с творческим наследием Асада познакомились его земляки. Лишь в прошлом году в Украине было издано его самое известное произведение — «Путь в Мекку». По-настоящему украинцам еще только предстоит открыть для себя Асада. В ряду его произведений, которые стоят в перечне важнейших, особое место занимают комментарии Асада к Корану, а также труд, посвященный государственным аспектам шариата. Вероятно, со временем дорога в Мекку, хадж для многих мусульман Украины будет начинаться во Львове, городе, который открыл миру выдающегося писателя и мыслителя нашего времени.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.