В столице Крымского полуострова 14 мая в Исламском культурном центре прошел круглый стол на тему «Проблемы и перспективы эволюции полиэтничного общества в Крыму». Встреча приуроченная Дню науки Украины, была организована Крымским отделением Института востоковедения НАН Украины и Всеукраинской Ассоциацией общественных организаций «Альраид».
Тематика круглого стола, столь актуальная для Крыма, вызвала значительный интерес со стороны его участников. К обсуждению было заявлено более 30 докладов. Среди которых были темы о роли ученых в сохранении культурного наследия Крыма, об историческом пути народов Крыма по формированию культурного единства на полуострове, о роли науки в жизни общества.
Интерес вызвал доклад о вкладе ученых-мусульман в мировую цивилизацию и сохранения мира между народами. А самой обсуждаемой темой стала проблема межэтнических и межрелигиозных отношений в Крыму. Мусульманскую точку зрения изложил Сейран Арифов, директор Высшей школы хафизов, выступивший с докладом «Ислам и регулирование межэтнических отношений».
Представляя обзор на тему вклада мусульманских ученых в мировую культуру, муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов представил участникам круглого стола исследование на тему «Античная философия в арабо-мусульманском мире».
В своем выступлении он подчеркнул, что «мусульмане унаследовали, сберегли и даже переосмыслили философские труды античности». Докладчик отметил, что период расцвета исламской цивилизации был одна из самых продуктивных в истории человечества попыток усвоения чужого философского наследия. Работа по переводу философских трудов в Халифате велась гораздо масштабнее, чем в средневековой Европе и предназначалась для гораздо более широкой аудитории мусульманской «интеллигенции».
Муфтий Саид Исмагилов отметил основное отличие средневековых мусульманских ученых и европейских деятелей науки - это то, что трудившиеся в Европе были под жестким контролем тогдашнего христианского духовенства, а мусульманские ученые в тоже время имели возможность исследовать самые различные области науки, в первую очередь, содержавшие практические полезные знания.
Многие исламские мыслители, помимо философии были прекрасными специалистами в разных научных областях, они могли быть и врачами и в то же время интересоваться естественными науками, поэтому существовало множество переводов Галена, Гиппократа, Эвклида и Архимеда. Даже труды по умозрительным предметам также переводились из практических соображений.
Так соперничество между различными течениями в Исламе, между Исламом и другими вероучениями стимулировало перевод трудов по философии и логике, воспринимавшихся как мощное средство в религиозной полемике.
Собкор.,
Симферополь
Ссылки на тему:
Культурно-просветительский женский семинар в Ирпене
«Познай своего Пророка». Конференция в Мелитополе
«Аль-Масар» приняла участие во встрече по приглашению Одесской академией наук