В конце мая в столице Малайзии Куала-Лумпуре прошел 3-й ежегодный Всемирный исламский экономический форум, в котором приняли участие политические и деловые лидеры из стран Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Главной проблемой, больше всего беспокоившей всех собравшихся, на этот раз было: как изменить имидж исламского мира, чтобы он перестал ассоциироваться с представлениями о бедности и насилии и стал бы видеться как воплощение предприимчивости и процветания. Возможна ли подобная трансформация?
Премьер-министр Малайзии Абдалла Ахмад Бадави, являвшийся, по сути дела, главным устроителем форума, заявил, что мусульманским лидерам следует побудить население своих стран к восприятию «работы как богослужения».
«Мы должны разорвать кандалы жесткости и догмы, обволакивающие ислам в настоящее время, - сказал он, указав тем самым на главное направление собственной политики в Малайзии. – Нам нужно идти дальше формального исполнения ритуалов и церемоний».
Бадави и Юдхойоно говорили и о том, что мусульманскому миру надо использовать в качестве рычага принадлежащий ему контроль над более чем двумя третями всех мировых энергоресурсов, чтобы обеспечить себе доступ к знаниям и самым передовым технологиям.
На нынешнем исламском форуме значительно больше, чем на предыдущих двух встречах, было уделено внимания роли женщин и молодежи.
Надо сказать, что сам термин «мусульманский мир» в плане некоего единого экономического блока все еще продолжает являться скорее виртуальным, чем реальным понятием. Дело в том, что уровень торговли между самими мусульманскими странами крайне незначителен.
Может быть, именно по этой причине некоторые участники конференции высказали мнение о том, что всякие разговоры об исламской солидарности «ретроградны» и абсолютно бесполезны. Так, директор одной из крупных марокканских компаний Хакима Мунир заметила, что чрезмерное фокусирование на теме мусульманской солидарности может быть контрпродуктивным. «Не идем ли мы назад, пытаясь установить религиозные барьеры? – вопрошала она. – Мы же должны делать совершенно противоположное: стремиться к устранению любых барьеров, чтобы в мире не было никакой сегрегации».
Другая марокканская бизнесменка Халида Белкади поддержала ее, сказав, что нужно в первую очередь заботиться о самом бизнесе, независимо от того, ведется ли он с мусульманами или же с не мусульманами. Она сказала буквально следующее: «Мы мусульмане и мы женщины. Но, может быть, хватит болтать о мусульманском том и этом, а просто начать серьезно работать».
Западные наблюдатели отмечают, что «революционное» собрание мусульманских бизнес-вумен, имевшее место на днях в Куала-Лумпуре, весьма напоминало собой конвенции американских феминисток, проходившие в 70-х годах прошлого столетия.
Малазийка Норрайса Мохамад, ведущая встречу, отметила, что в мусульманских странах пренебрежительно относятся к женщинам-предпринимателям. В то же время, подчеркнула она, «мы во многих отношениях превосходим парней, занимающихся тем же делом».
Женщинам приходится сталкиваться с проблемами финансирования их проектов. «Из года в год на долю женщин достаются только ничтожные крохи», жаловалась Норрайса.
Между тем в ряде стран, практикующих умеренную форму ислама, женщины все больше выдвигаются на видные государственные посты. Например, сегодня женщины являются министрами торговли в таких странах, как Малайзия и Индонезия. Глава Центрального банка Малайзии также женщина.
Глава крупной индонезийской металлургической компании Суриани Сидик Мокти заметила, что это вполне логично, когда женщины занимают высокие посты. Обычно, сказала она, мужчины отдают свои зарплаты своим женам, чтобы они оплачивали счета и руководили семейным бюджетом.
«В каждодневной жизни женщины управляют финансами в своих домах, - сказала она. – Теперь они делают то же самое на государственном уровне».
По материалам ИсламНьюз