Призрак Советского Союза бродит в головах. Пожалуй, только так можно охарактеризовать фантомные боли, вызванные безвозмездной утратой «великого и могучего» Советского Союза, которые периодически дают о себе знать посредством призывов и проектов не только отдельных политиков, но и религиозных лидеров. С политиками все ясно: большинство современных политиков – продукт Советского воспитания, они родились, выросли, сформировались и начинали путь к карьерным вершинам в Советском Союзе, впитав в себя дух той эпохи. Молодых политиков, состоявшихся уже в условиях независимых государств и не хлебнувших «прелестей» того времени, пока мало.
Отчасти это верно и для религиозных лидеров. Но в случае с ними, должно было бы быть совсем другое отношение к советским временам. Ведь все без исключения конфессии сильно пострадали во времена воинствующего атеизма от гонений, репрессий и прямого физического уничтожения материальных и духовных ценностей, храмов, священнослужителей. Мусульмане постсоветского пространства навсегда должны бы запомнить сожженные книги, тысячи разрушенных мечетей, репрессированных имамов и массовые депортации целых народов. У любого верующего должна вызывать неистовое отвращение одна только мысль о возвращении, в пусть и модифицированный, но образ Советского Союза.
Однако вместо этого, религиозные деятели с усердием вкладывают свою лепту в воссоздание нового Союза. Можно его называть как угодно: «Русский мир» - по патриарху Кириллу, СНГ - по Владимиру Путину, Евразийским Союзом или даже Российской империей. Идея собирания земель русских, а теперь еще и не русских, как всегда исходит из Москвы. И это понятно. Добрая традиция, так сказать. Русская народная забава родом из 14 века. Имперские амбиции, сдобренные лозунгом “Москва – третий Рим”, стали частью русской души. И плевать, что не все народы горят желанием стать частью империи, а хотят строить и развивать свои независимые национальные государства. Их мнение и раньше никого не интересовало, а в эпоху нефтегазового насилия Газпрома и агрессивной политики Кремля, тем более не интересует. Катализатором такой агрессии стала череда революций в постсоветских странах, в первую очередь – Украине и Грузии. Революционные страны боролись за свои права и свободы, за возможность стать частью не постсоветского серого авторитарного и коррумпированного пятна на карте, а развитыми демократическими государствами. Такой демарш не мог не испугать обитателей древнего Кремля. Началась тихая, медленная и малозаметная контрреволюция. Она слабо ощущается, как, видимо, и было задумано. Все делается по принципу лягушки, которую варят в кастрюле. Как вы знаете, если лягушку бросить в кипяток, она выскочит оттуда. Если же лягушку положить в кастрюлю с холодной водой и медленно нагревать на слабом огне, она в итоге сварится и не заметит этого. Вот нас и «варят» на медленном огне, чтобы мы не выскакивали из «кастрюли нового Союза». Периодически включается то один инструмент интеграции, то другой. Религиозные конфессии, пожалуй, один из самых надежных инструментов интеграции. На мифической, духовной и религиозной близости верующих активно спекулируют, представляют как главную причину сближения религиозных сообществ разных стран.
А меня вот интересует, к примеру, в чем близость мусульман Молдовы, Киргизстана и Азербайджана? Ну, или мусульман Украины и Таджикистана? За исключением того, что мы все были 70 лет в рамках Советского Союза, больше особой близости религиозных традиций нет. И это объективная оценка. Между верующими, несомненно, существует духовная близость, но только в глобальных рамках ислама, и это справедливо для всех мусульман из всех стран мира. Исходя из этого, можно смело утверждать о близости с мусульманами Пакистана, или мусульманами Боснии. А почему нет? Как по мне, так мусульмане Боснии ближе к нам и ментально и географически, чем мусульмане Таджикистана.
Если учитывать конфессиональный подход, то меньше всего вопросов возникает к православию. Российское православие давно - надежный союзник и инструмент империи, не зря ведь патриарх Московский и всея Руси – пятый по рангу чиновник в России после президента, премьера, главы Совета Федерации и спикера Госдумы. Если гипотетически предположить, что четыре первых чиновника в силу каких-либо причин не смогут руководить страной, то автоматически власть переходит к пятому – патриарху, который до выборов и будет главой страны. Поэтому московское православие всегда за имперские амбиции, ведь новые земли - это новые приходы, новые прихожане и еще больше власти и денег в церковную казну. Идея «Русского мира», активно муссируемая патриархом Кириллом может быть эффективна только в славянском обществе – России, Беларусии, Украине, ну, может быть, еще в православной Молдавии, и то - вряд ли. Но аппетиты и амбиции Кремля намного больше. Не поедет же патриарх с этой идеей в Узбекистан, Азербайджан и другие не славянские страны. Тут нужен другой инструмент – исламский. Он не настолько удобен, как православный, в силу многих причин:
1. Ислам не настолько послушен и поддатлив, как православие, так как он имеет свои религиозные нормы о правах, свободах, справедливости, устройстве государства и месте ислама в нем.
2. Мусульмане больше, чем последователи других конфессий пострадали во время Советского Союза, что не делает для них привлекательной идею некоего нового Союза.
3. Существуют значительные различия между исламскими религиозными традициями на постсоветском пространстве.
4. Мусульмане бывших союзных республик тяготеют не только к России, но и к Ирану, Турции, Евросоюзу.
Все перечисленные факторы создают дополнительные сложности в поисках некой общей платформы, на основе которой будут пытаться сближать обособившиеся исламские организации, но Россия все же решилась использовать исламский инструмент интеграции. Подлинных инициаторов, кураторов, спонсоров, а так же цели, планы и программы мы вряд ли узнаем. Нам подсовывают только официальную, парадную картину.
Первым подсуетился тандем муфтиев Аллахшукюр Паша-заде – Талгат Таджутдин. Они собрали своих сторонников, и в 2009 году в Москве учредили «Консультативный совет мусульман СНГ». Его возглавил председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде. Украину в этой тусовке представляет лидер украинских хабашитов муфтий ДУМУ Ахмед Тамим. Компания собралась очень одиозная. За исключением главы «Консультативного совета», пользующегося авторитетом и поддержкой, в первую очередь в Азербайджане, все остальные муфтии теряют популярность среди мусульман. Медленно, но верно они маргинализируются. Понятное дело, такая компания - не помощник в деле построения «великой империи». Это прекрасно понимают кремлевские политтехнологи, но наличие конкуренции – необходимый фактор успешного развития. Альтернативные и конкурирующие между собой Советы муфтиев наверняка будут подгонять друг друга, будут способствовать быстрейшему достижению цели.
Мне было интересно, что же предпримет в ответ более крупная и популярная мусульманская группа – Совет муфтиев России, будут ли они инициировать нечто подобное. Ведь, по логике жанра, они более годятся на роль «объединителей земель не русских». Несмотря на все последние неудачи Совета муфтиев России, они (по-прежнему) - крупнейшая фигура на мусульманской шахматной доске. Если нынешняя российская власть всерьез рассчитывает расширять свое влияние на близлежащий мусульманский мир, то рано или поздно эта фигура должна была сделать свой ход. Ждать пришлось довольно долго. Но инертность «Консультативного совета мусульман СНГ», не сумевшего провести ни одного серьезного мероприятия, видимо, позволяла не торопиться.
И вот, 14 ноября 2011 года, муфтии России, Казахстана, Кыргызстана, а так же - некоторые исламские духовные деятели Узбекистана, Таджикистана и Украины собрались в российской столице на VII Мусульманском форуме «Россия и Исламский мир: векторы модернизации на пространстве СНГ». Украина была представлена председателем регионального объединения «Киевский муфтият» Канафией Хуснутдиновым и заместителем муфтия Крыма - Айдером Исмаиловым. Центральным моментом форума стало предложение председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина создать Совет муфтиев СНГ и совет улемов СНГ. То есть, прозвучало предложение создать сразу две структуры. После выступления Гайнутдина, представители азербайджанской стороны демонстративно покинули форум, сославшись на то, что Совет муфтиев стран СНГ уже существует, в него входят «практически все муфтии России и СНГ», и он был создан в 2009 году под руководством Аллахшукюра Паша-заде. Конечно, демарш был рассчитан на публику и представители Азербайджана лукавили, ведь большинство муфтиев как раз и не вошли в этот клуб почтенных джентльменов. Как бы там ни было, Совет муфтиев России заявил, что «всесторонняя интеграция в рамках СНГ, в том числе - и по линии религиозных организаций, будет продолжена, независимо от успехов или неудач отдельных структур».
Примечательно то, что и члены Совета муфтиев, и эксперты, и журналисты, освещающие эти события, честно говорят, что этот шаг сделан в свете интеграционных проектов, которые наметил глава российского правительства Владимир Путин. В частности, Мукаддас Бибарсов сказал: «Предложение по созданию Совета муфтиев СНГ, которое было озвучено на форуме, актуально на сегодня как никогда. Руководство страны инициирует интеграционные проекты на постсоветском пространстве, и создаваемая структура прекрасно вписывается в это начинание».
Ему вторит муфтий ДУМ Казахстана Абсаттар Дербисали: «Меня радует, что нынешний форум проходит параллельно инициативе председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина и Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева об интеграции государств СНГ на основе Евразийского союза».
При этом, если Бибарсов только прозрачно намекает на личность руководителя данной структуры, сказав: «Учитывая вес и авторитет России в мире и на постсоветском пространстве, то, что именно Совет муфтиев России выступил с инициативой создания такого совета, … то наиболее вероятно, что это будет именно российский религиозный лидер», то Дамир Хайретдинов, которого представляют как известного специалиста по исламу, говорит открыто: «Предложение о Совете муфтиев СНГ последовало из Москвы от москвича – шейха Равиля Гайнутдина. Так тому и быть: пусть Москва вновь станет центром интеграционных процессов на пространстве СНГ – не только экономических и политических, но и религиозных». Таким образом, перед нами проект религиозной интеграции, как приложение к экономической и политической интеграции в некий новый Союз.
Конечно, напрямую об этом не говорится и муфтии, согласные с предложенным планом, оправдывают необходимость создания Совета развитием богословской мысли, обменом кадрами, борьбой с экстремистскими идеологиями и т.д. Но тут сразу уместен вопрос: а что мешает реализовывать все это без создания Совета? Какая из всех этих благовидных целей не решается без данной структуры? Очевидно, что все это вполне реализуемо и без Совета муфтиев СНГ. Значит, задача лежит не в богословской плоскости, а в политической, в желании собрать некогда обособившиеся страны и народы в новую империю. Печально то, что, видимо, мусульманские лидеры России это прекрасно понимают и с этим согласны. И уже не важно, кто кому предложил такую идею – политики муфтиям, или муфтии политикам, важно то, что они нашли полное взаимопонимание. В некоторых странах постсоветского пространства ислам подогнали под православную модель, когда духовенство становится послушным инструментом имперских амбиций. Но муфтии - это не все мусульмане, а только ничтожная их часть. А вот вопрос - захотят ли верующие этих стран в объятия проектируемой новой империи, остается открытым.
Нужны ли украинским последователям ислама эти интеграционные процессы, как на уровне религиозных объединений, так и на более высоком – государственном уровне? Для ответа на эти вопросы достаточно сравнить религиозную ситуацию в Украине и в других странах проектируемого союза. Результаты сравнения явно не в их пользу, и это утверждение справедливо не только для ислама, но и для других конфессий. А об истинном положении верующих лучше всего смогут дополнить простые рядовые мусульмане, особенно из республик Северного Кавказа и Средней Азии. Но они предпочитают помалкивать и при малейшей возможности эмигрировать из родных мест в Европу или США, где соблюдают права и свободы, судят по законам, и где исламский принцип «жизнь, честь и имущество мусульманина - неприкосновенны» парадоксальным образом является нормой жизни. Не потому, что там так уважают ислам, а потому, что там уважают Человека.
Ринат Максаков,
специально для «Ислам в Украине»