Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Интервью > Наша приоритетная цель — создание специальных условий для мусульман, желающих защищать Родину

Наша приоритетная цель — создание специальных условий для мусульман, желающих защищать Родину

30.12.2015

Переводчик Корана на украинский язык Михаил Якубович известен в академической среде как знаток истории Ислама в Восточной Европе, в Украине и России. Своим видением того, как в ближайшие несколько лет будут складываться отношения мусульман с украинским и российским государствами, Якубович поделился с Крым. Реалии.

Какие перемены в организации религиозной жизни ждут мусульман, оказавшихся вне правового поля Украины, под контролем России?

— В отличие от Украины в России исторически сложилась четкая модель взаимодействия государства и Ислама. Её сущность заключается в формировании «официального» и одновременно «традиционного» Ислама, представленного духовными управлениями. В Крыму фактически это место занял бывший «ДУМ Крыма» (ныне — ДУМ Крыма и Севастополя — КР). Обычно в официальных структурах присутствует пророссийская риторика: от относительно умеренной до полной поддержки всех действий Кремля. Существует достаточно жесткий контроль за религиозной «оппозицией» (общинами, которые не входят в Духовные управления), за литературой, регламентируется учебный процесс в медресе. Поэтому в Крыму уже с начала оккупации были созданы условия, когда представители таких общин были вынуждены покинуть полуостров.

На Донбассе ситуация несколько иная: исламские структуры РФ, как того и требуют правила гибридной войны, официально не представлены в «ЛНР»/«ДНР», многие общины продолжают действовать по украинской регистрации, однако в последнее время и там усилились попытки создать новые «духовные управления» и установить жесткий контроль.

Как понять критерии, по которым российские власти различают лояльных и нелояльных мусульман, подлежащих преследованием? Скажем, суфии Дагестана и Чечни — лояльные, а суфии — последователи Саида Нурси — преследуются.

— Дело в том, что типичным ориентиром российской власти в этих вопросах является борьба с «иностранным влиянием». Поскольку центры тарикатизма — кавказского суфизма — находятся преимущественно в самой РФ, их намного легче контролировать и даже интегрировать в структуру «официального» Ислама. Последователи Саида Нурси ассоциируются с турецким влиянием, и, несмотря на относительное ослабление давления на эту группу в последние несколько лет, сейчас, в условиях обострения межгосударственных отношений, «нурсистов» снова будут вытеснять. И это даже при относительной аполитичности произведений Саида Нурси. Примерно по этим же принципам осуществляется давление на те организации, которые воспринимаются как апологеты иностранной политики или так называемого «политического Ислама» в целом — «Партия Хизб ат-Тахрир», отдельные салафитские общины.

В годы президентства Януковича усложнили процедуру регистрации религиозных общин. И новая власть пока ничего не сделала для отмены ограничений. У Вас есть объяснение, почему так происходит?

— Украинское законодательство по вопросам свободы вероисповедания («Закон о свободе совести» и другие акты) в целом выглядит достаточно либеральным, хотя и забюрократизированным. Насколько мне известно, сейчас в экспертных кругах обсуждается не столько вопрос упрощения регистрации, сколько изменения юрисдикции, то есть перехода общин из одной религиозной организации в другую. Если такие изменения когда-то и станут возможными, это повлияет на ситуацию перехода общин из Украинской православной церкви (УПЦ) в УПЦ Киевского Патриархата. Хотя, по моему мнению, власть несколько опасается дестабилизации и поэтому всерьез что-то менять в законодательстве по вопросам религии не будет. По крайней мере, в ближайшие годы.

Многие крымские мусульмане переселились и продолжают переселяться на материк. Возможно ли здесь формирование некоего крымскотатарского духовного управления? И кто в этом заинтересован?

— Формально Эмирали Аблаев передал представительство муфтию Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саиду Исмагилову, но Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций отказался принимать нового члена. Конечно, остается открытым вопрос, как строить украинским мусульманам отношения с бывшим «ДУМ Крыма», ведь он уже интегрирован в систему российского Ислама. Поэтому идея своеобразного «ДУМ Крыма в изгнании» выглядит актуальной. Другое дело, что с учетом уже устоявшегося разделения в украинском Исламе, в новое управление может войти сравнительно немного общин.

Любая общественная активность мусульман в Украине представителями власти воспринимается настороженно. Какова природа этого предубеждения и насколько оно адекватно? Можно ли его преодолеть в ближайшее время и как?

— Настороженность со стороны власти — это закономерная реакция на мировые события, но с мусульманами в любом случае придется работать. Лучше давать «зеленый свет» для общественной активности тем организациям, которые не только не пропагандируют насилие, но и готовы поддерживать само украинское государство. Понятно, что формировать военное подразделение на религиозной основе — это вопрос, где надо сто раз подумать и все взвесить, у нас все же религия отделена от государства по закону. Но создание специальных условий и для мусульман, желающих защищать Родину, должно быть в приоритете.

Есть ли основания опасаться иностранного вмешательства во внутренние дела Украины через религиозные организации, объединения мусульман?

— В силу конфликта на Востоке страны возможно использование религиозных организаций (в том числе мусульманских) иностранными силами с провокационной целью. Но большинство исламских общин в Украине уже прошли тот период, когда существовала непосредственная зависимость от зарубежных спонсоров, они имеют приоритеты своей деятельности и в значительной степени сами решают, какие инициативы реализовывать, а какие нет.

То есть, если мы говорим о большинстве мусульман Украины, для них другой родины, кроме украинского государства, не существует. Поэтому религиозным лидерам следует активно проводить работу среди верующих. В любом случае Ислам не является потенциальным инструментом давления на Украину, в отличие от некоторых православных церквей.

Источник: Крым. Реалии

Теги: 
ЛНР
ДНР
мусульмане Украины
мусульманские общины
общины Украины
ДУМУ Умма
ДУМК
РФ
законодательство Украины
Ислам в России
Ислам в Украине
Михаил Якубович

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/intervyu/nasha-prioritetnaya-cel-sozdanie-specialnyh-usloviy-dlya-musulman-zhelayushchih