Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Дума о подольском эмире Тадж-эль-Фахре

Дума о подольском эмире Тадж-эль-Фахре

Дума о подольском эмире Тадж-эль-Фахре
Дума о подольском эмире Тадж-эль-Фахре
Дума о подольском эмире Тадж-эль-Фахре
Дума о подольском эмире Тадж-эль-Фахре
28.09.2016

Эпоха польского романтизма XIX ст. дала не только замечательные образцы в литературе и искусстве, но и породила целую плеяду политиков и военных, героически сражавшихся за независимость своей родины. Особенностью эпохи было увлечение Востоком, интерес к древней культуре и традициям стран Ислама.

В контексте изучения польского ориентализма чрезвычайный интерес представляет фигура Вацлава Северина Ржевуского, аристократа, бунтаря, революционера. Он родился во Львове в 1784 году, в семье магнатов, тесно связанных с Украиной. В 1793 году русская императрица Екатерина ІІ конфисковала значительную часть имущества отца Вацлава и даже угрожала арестом. Это вынудило Ржевуских переехать в Вену. В австрийской столице Вацлав изучал турецкий и арабский языки, познакомился с известными в то время востоковедами.

Интерес к Востоку привил мальчику его дядя, граф Ян Потоцкий, автор знаменитого приключенческого романа «Рукопись, найденная в Сарагосе». В своё время Потоцкому посчастливилось совершить увлекательную поездку в Тунис, Египет и Марокко, рассказы о котором будили воображение юного Ржевуского. В 1800 году Вацлав познакомился с бароном Йозефом фон Хаммер-Пургшталем, который незадолго перед этим вернулся из двухлетнего путешествия по Нилу. Барон был дипломатом, путешественником, знатоком и переводчиком с арабского, турецкого и фарси. После их встречи у Ржевуского возникло твердое намерение отправится на Ближний Восток.

В 1805 году Вацлав женился на Розалии Любомирской, вместе с которой он поселился в Савранском имении Подольской губернии. Саврань был маленьким степным городком, находившимся на границе Дикого Поля. Эти земли еще помнили татарские и ногайские стойбища, ватаги запорожского казачества и грозную поступь янычар. В начале ХІХ ст. на землях степной Украины ещё стояли руины древних мечетей и надгробные камни с изречениями из Корана. Ржевуский с интересом слушал рассказы старожилов и изучал древние камни.

Он увлекся разведением арабских лошадей, но ему хотелось увидеть и оценить их на исторической родине, в Аравии. Путешествию помешала война в Европе. Ржевуский поступил в австрийскую армию, которая сражалась с победоносными войсками Наполеона. Он отличился в сражении под Асперном, но затем вышел в отставку, не желая продолжать военную карьеру.

В 1811 году Вацлав познакомился с адмиралом османского флота Рамиз-пашой, который жил в эмиграции, в России. Они планировали совместную поездку по странам Востока, но адмирал трагически погиб и путешествие пришлось отложить на несколько лет. Сохранились воспоминания современника Ржевуского о том периоде его жизни в Украине.

«Мало кто знал о его (Ржевуского) намерениях. Но те, кто знал, высоко ценили его характер… Ориентализм был его манией, арабская одежда, арабская привязанность к лошадям, суровый образ жизни были чудачеством и даже чем-то смешным, однако при стольких чудесных качествах (характера), интеллектуальном богатстве это чудачество таяло на глазах. Приверженность обычаям, высокий музыкальный талант, прекрасный дар перевода на иностранные языки делали графа приятным и желанным в каждом обществе. Графа хвалили и критиковали в салонах, но его обожествляли бедняки, уважали ученые и мыслители».

Ржевуский часто наведывался в свой дом в Кременце. В нём он устроил столовую для бедных лицеистов. Ежедневно в ней питалось 12–15 человек. Однако далеко не всем нравилась эксцентричность графа. Автор мемуаров Стецкий не без язвительности писал: «Видели Вацлава Ржевуского, который ест и спит рядом с арабскими лошадьми, манеры у него турецкие. Читает Коран, стены арабской вязью исписал, гостей угощает водой и файкой. На крутую Замковую гору выезжает верхом…спрашивает ученых, какие народы тут в ІІІ столетии христианской эры кочевали. А тем временем бросает копье, пишет арии (оперные) и заглядывает в пулярес, где вместе с миниатюрой супруги держит миниатюру своей кобылы».

В январе 1817 года, взяв с собою 10 казаков-телохранителей, врача и нескольких слуг, Ржевуский выехал в Стамбул, а затем на корабле в Сирию. Русский посол в Османской империи граф Григорий Строганов помог Ржевускому получить у турецких властей необходимые для путешествия документы.
В своих дневниках Вацлав описал совершенно фантастические приключения, в которые трудно было бы поверить, если бы не свидетельства европейских дипломатов, находившихся в это же время на Ближнем Востоке. Своей базой Ржевуский сделал Алеппо, откуда со своими спутниками он совершал многомесячные походы в Ливан, Палестину, Ирак и Аравию. Благодаря знанию арабского и турецкого языков он без проблем общался с местным населением. Одевался как араб, ел и пил как араб, читал Коран и соблюдал мусульманские посты. За три года он успел и повоевать, и даже побывать в плену у ваххабитов.

Ржевуский купил целое стадо (свыше 130) арабских скакунов, чтобы улучшить породу европейских лошадей. Своей храбростью он заслужил уважение и доверие вождей арабских племен. От них он получил своё второе имя Тадж-эль-Фахр — Увенчанный Славой. Его другом стал эмир племени Федан, ибн-Душ, который организовал в честь Ржевуского пышный праздник с участием 2000 бедуинов. Во время пира гостям представили польского графа, назвав его при этом эмиром 13 арабских племен.

Но однажды восточная сказка закончилась. Тадж-эль-Фахр ввязался в арабскую политику, участвовал в подготовке восстания в Алеппо. Его объявили в розыск. Он вынужден был бежать верхом через всю Анатолию. В Европу Ржевуский смог привезти лишь 70 арабских скакунов. На трехлетнее путешествие на Восток романтический граф потратил половину своего состояния.

После возвращения в Украину своё поместье в Саврани Ржевуский перестроил в виде оазиса посреди пустыни. Летом он часто жил в бедуинском шатре, а за его арабскими лошадьми присматривал настоящий нанятый для этого кочевник. По свидетельству очевидцев, он не пил алкоголь, постился, читал Коран и даже хотел построить в Саврани мечеть, но этому воспротивился местный ксендз. Еще одним увлечением Ржевуского стало казачество и украинские народные песни, которые постоянно звучали в усадьбе подольского эмира.

В 1831 году всё Подолье было охвачено восстанием. Польская шляхта решила дать бой русскому царизму. Вихрь войны захватил и Вацлава Ржевуского. Он организовал из своей надворной стражи отряд в две сотни казаков и с ними отправился на войну. Повстанцы действовали партизанскими методами, нанося удары по небольшим группам русских войск. 14 мая 1831 года Вацлав Ржевуский повел своих казаков в последний бой.

В сражении под Дашевом он пропал без вести. Тело его найти не удалось. Некоторые свидетели говорили о том, что видели, как граф упал мертвый с коня, другие твердили о том, что он погиб, пытаясь перейти границу. Но самым романтическим является рассказ современного арабского писателя Ахмеда Назми о том, что Тадж-эль-Фахр добрался до своего имения, прихватил там двух арабских коней и на них домчался до Аравии, где и закончил свои дни в окружении бедуинов.

Подольскому эмиру посвящали стихи и песни, а польский поэт Юлиуш Словацкий написал даже целую поэму «Дума о Вацлаве Ржевуском». О нём в своих воспоминания часто упоминал еще один романтик Востока, создатель османского казачества Михаил Чайковский.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
Вацлав Ржевуский
история Ислама в Украине
Османская империя
Михаил Чайковский
ориентализм
Российская империя
Польша
история

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/duma-o-podolskom-emire-tadzh-el-fahre