В контексте изучения польского ориентализма чрезвычайный интерес представляет фигура Вацлава Северина Ржевуского, аристократа, бунтаря, революционера. Он родился во Львове в 1784 году, в семье магнатов, тесно связанных с Украиной. В 1793 году русская императрица Екатерина ІІ конфисковала значительную часть имущества отца Вацлава и даже угрожала арестом. Это вынудило Ржевуских переехать в Вену. В австрийской столице Вацлав изучал турецкий и арабский языки, познакомился с известными в то время востоковедами.
Интерес к Востоку привил мальчику его дядя, граф Ян Потоцкий, автор знаменитого приключенческого романа «Рукопись, найденная в Сарагосе». В своё время Потоцкому посчастливилось совершить увлекательную поездку в Тунис, Египет и Марокко, рассказы о котором будили воображение юного Ржевуского. В 1800 году Вацлав познакомился с бароном Йозефом фон
В 1805 году Вацлав женился на Розалии Любомирской, вместе с которой он поселился в Савранском имении Подольской губернии. Саврань был маленьким степным городком, находившимся на границе Дикого Поля. Эти земли еще помнили татарские и ногайские стойбища, ватаги запорожского казачества и грозную поступь янычар. В начале ХІХ ст. на землях степной Украины ещё стояли руины древних мечетей и надгробные камни с изречениями из Корана. Ржевуский с интересом слушал рассказы старожилов и изучал древние камни.
Он увлекся разведением арабских лошадей, но ему хотелось увидеть и оценить их на исторической родине, в Аравии. Путешествию помешала война в Европе. Ржевуский поступил в австрийскую армию, которая сражалась с победоносными войсками Наполеона. Он отличился в сражении под Асперном, но затем вышел в отставку, не желая продолжать военную карьеру.
В 1811 году Вацлав познакомился с адмиралом османского флота
«Мало кто знал о его (Ржевуского) намерениях. Но те, кто знал, высоко ценили его характер… Ориентализм был его манией, арабская одежда, арабская привязанность к лошадям, суровый образ жизни были чудачеством и даже
Ржевуский часто наведывался в свой дом в Кременце. В нём он устроил столовую для бедных лицеистов. Ежедневно в ней питалось 12–15 человек. Однако далеко не всем нравилась эксцентричность графа. Автор мемуаров Стецкий не без язвительности писал: «Видели Вацлава Ржевуского, который ест и спит рядом с арабскими лошадьми, манеры у него турецкие. Читает Коран, стены арабской вязью исписал, гостей угощает водой и файкой. На крутую Замковую гору выезжает верхом…спрашивает ученых, какие народы тут в ІІІ столетии христианской эры кочевали. А тем временем бросает копье, пишет арии (оперные) и заглядывает в пулярес, где вместе с миниатюрой супруги держит миниатюру своей кобылы».
В январе 1817 года, взяв с собою 10
В своих дневниках Вацлав описал совершенно фантастические приключения, в которые трудно было бы поверить, если бы не свидетельства европейских дипломатов, находившихся в это же время на Ближнем Востоке. Своей базой Ржевуский сделал Алеппо, откуда со своими спутниками он совершал многомесячные походы в Ливан, Палестину, Ирак и Аравию. Благодаря знанию арабского и турецкого языков он без проблем общался с местным населением. Одевался как араб, ел и пил как араб, читал Коран и соблюдал мусульманские посты. За три года он успел и повоевать, и даже побывать в плену у ваххабитов.
Ржевуский купил целое стадо (свыше 130) арабских скакунов, чтобы улучшить породу европейских лошадей. Своей храбростью он заслужил уважение и доверие вождей арабских племен. От них он получил своё второе имя
Но однажды восточная сказка закончилась.
После возвращения в Украину своё поместье в Саврани Ржевуский перестроил в виде оазиса посреди пустыни. Летом он часто жил в бедуинском шатре, а за его арабскими лошадьми присматривал настоящий нанятый для этого кочевник. По свидетельству очевидцев, он не пил алкоголь, постился, читал Коран и даже хотел построить в Саврани мечеть, но этому воспротивился местный ксендз. Еще одним увлечением Ржевуского стало казачество и украинские народные песни, которые постоянно звучали в усадьбе подольского эмира.
В 1831 году всё Подолье было охвачено восстанием. Польская шляхта решила дать бой русскому царизму. Вихрь войны захватил и Вацлава Ржевуского. Он организовал из своей надворной стражи отряд в две сотни казаков и с ними отправился на войну. Повстанцы действовали партизанскими методами, нанося удары по небольшим группам русских войск. 14 мая 1831 года Вацлав Ржевуский повел своих казаков в последний бой.
В сражении под Дашевом он пропал без вести. Тело его найти не удалось. Некоторые свидетели говорили о том, что видели, как граф упал мертвый с коня, другие твердили о том, что он погиб, пытаясь перейти границу. Но самым романтическим является рассказ современного арабского писателя Ахмеда Назми о том, что
Подольскому эмиру посвящали стихи и песни, а польский поэт Юлиуш Словацкий написал даже целую поэму «Дума о Вацлаве Ржевуском». О нём в своих воспоминания часто упоминал еще один романтик Востока, создатель османского казачества Михаил Чайковский.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»