Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > «Степь, где ногайские татары кочуют…»

«Степь, где ногайские татары кочуют…»

«Степь, где ногайские татары кочуют…»
«Степь, где ногайские татары кочуют…»
«Степь, где ногайские татары кочуют…»
30.11.2016

Своё название ногайцы получили от имени золотоордынского темника Ногая, создавшего полунезависимое государственное образование в нижнем течении Дуная в последней четверти XIII столетия. После его гибели часть племён ушло в район междуречья Волги и Яика (Урала), в места их традиционных кочевий. Там в этот период и началось формирование ногайского народа, которое в силу разных причин затянулось на целых шесть столетий.

Во второй половине XIV века Золотую Орду сотрясали конфликты. Борьба за власть в государстве в период правления беклярбека Мамая привела к миграции значительной части населения из Причерноморских степей на восток.

Основой будущего ногайского народа стало монгольское по происхождению племя мангытов. Особую роль в формировании государственного объединения в начале XV века сыграл беклярбек Едигей. Его потомки были первыми ханами независимого государства. Окончательно Ногайская орда обособилась от Золотой Орды в 1440-е годы.

Впервые ногайцы упоминаются в московских документах под 1479 годом. К этому времени новое государство уже превратилось в реальную силу, которая контролировала территорию нижнего течения реки Яик и зону между Каспийским и Аральским морями. На пике своего могущества Ногайская орда могла выставить до 300 тыс. воинов. Но в начале XVI столетия внутренние распри привели к её резкому ослаблению.

Неурожаи и эпидемии привели к тому, что часть ногаев вновь мигрировала на ранее оставленные территории Северного Кавказа, Приазовья и в Дунайско-Днепровское междуречье. В миграции мусульман-ногаев были заинтересованы как Крымское ханство, так и Османская империя, нуждавшиеся в умелых и отважных воинах.

О миграциях ногаев польский историк М. Броневский писал, что они двигались «за Перекоп в самую Таврику, иногда насупротив Перекопа в город Оссов, или Азов… лежащий при устье Танаиса, или Дона… Далее они переходят к Истму на обширные равнины и наиболее на те, которые лежат между Борисфеном (Днепром), Меотийским озером и Черным морем, продвигаясь все далее и далее для отыскания лучших пастбищ. Но в октябре, когда свирепствуют там холодные ветры, идут беспрерывные дожди, они опять возвращаются к своим кибиткам».

В течении XVII века под давлением воинственных калмыцких племён в Северное Причерноморье начали переселение еще несколько волн ногаев. Борьба Крымского ханства с Польшей, Литвой и Москвой требовала огромных человеческих ресурсов. Именно их давала степь, с её большими и малыми кочевыми ордами.

Ногайцы охотно принимали участие в военных походах, но при этом отличались плохой дисциплиной и слабой организованностью. Во время военных кампаний они играли вспомогательную роль, как легкая кавалерия. К концу XVII столетия в Черноморско-Азовском регионе сформировалось несколько ногайских военно-политических объединений. Наиболее крупными из них были: Буджакская, Едисанская, Джембойлукская, Едичкульская и Кубанская орды. Все они находились в вассальной зависимости от Крыма и Стамбула.

Побывавший в местах расселения ногаев французский архитектор и писатель Гийом де Боплан писал: «Одеждой этому народу служит короткая рубаха… которая спадает… ниже пояса, шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды из сукна или чаще из шерстяной ткани… Более зажиточные из них носят кафтан… а сверху суконный халат, подбитый лисьим или благородным куничьим мехом, шапка из такого же меха и сапоги из красного сафьяна… Простолюдины имеют на плечах только бараньи кожухи, вывертывая их шерстью наружу во время жары или в дождь… вооружены саблей, луком… с 18–20 стрелами, за поясом у них нож… Лишь богатые носят кольчугу».

Нередко ногайцы поднимали бунты против Крымского ханства и Османской империи. Наиболее значительными были их выступления в 1699–1703, 1727–1728 и 1758 годах. Причинами восстаний, чаще всего, были конфликты с Молдавским княжеством в буджакском пограничье.

Русско-турецкие войны XVIII столетия привели ногайцев Северного Причерноморья на грань уничтожения. Народ, который еще в середине века имел численность в полмиллиона человек, к началу XIX столетия практически исчез. Причиной этого были не только войны, но и политика геноцида, проводимая царским правительством.

Особенно тяжелый удар по ногайцам был нанесён в 1783 году, когда войска под командованием А. Суворова жестоко подавили восстание ногайских племен на Кубани. Кроме того, всё ногайское население в междуречье Дуная и Кубани было выселено в различные части Российской империи либо было вынуждено бежать на земли Османской империи. Ногайцы как единый народ прекратил своё существование и исчез с политической карты Европы. В настоящее время лишь небольшие группы этого народа живут в Казахстане, Северном Кавказе и Турции.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
история Ислама в Украине
ногайцы
Крым
Кубань
Золотая Орда
Ногайская орда
Крымское Ханство
Османская империя
Российская империя
войны

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/step-gde-nogayskie-tatary-kochuyut