Своё название ногайцы получили от имени золотоордынского темника Ногая, создавшего полунезависимое государственное образование в нижнем течении Дуная в последней четверти XIII столетия. После его гибели часть племён ушло в район междуречья Волги и Яика (Урала), в места их традиционных кочевий. Там в этот период и началось формирование ногайского народа, которое в силу разных причин затянулось на целых шесть столетий.
Во второй половине XIV века Золотую Орду сотрясали конфликты. Борьба за власть в государстве в период правления беклярбека Мамая привела к миграции значительной части населения из Причерноморских степей на восток.
Основой будущего ногайского народа стало монгольское по происхождению племя мангытов. Особую роль в формировании государственного объединения в начале XV века сыграл беклярбек Едигей. Его потомки были первыми ханами независимого государства. Окончательно Ногайская орда обособилась от Золотой Орды в
Впервые ногайцы упоминаются в московских документах под 1479 годом. К этому времени новое государство уже превратилось в реальную силу, которая контролировала территорию нижнего течения реки Яик и зону между Каспийским и Аральским морями. На пике своего могущества Ногайская орда могла выставить до 300 тыс. воинов. Но в начале XVI столетия внутренние распри привели к её резкому ослаблению.
Неурожаи и эпидемии привели к тому, что часть ногаев вновь мигрировала на ранее оставленные территории Северного Кавказа, Приазовья и в
О миграциях ногаев польский историк М. Броневский писал, что они двигались «за Перекоп в самую Таврику, иногда насупротив Перекопа в город Оссов, или Азов… лежащий при устье Танаиса, или Дона… Далее они переходят к Истму на обширные равнины и наиболее на те, которые лежат между Борисфеном (Днепром), Меотийским озером и Черным морем, продвигаясь все далее и далее для отыскания лучших пастбищ. Но в октябре, когда свирепствуют там холодные ветры, идут беспрерывные дожди, они опять возвращаются к своим кибиткам».
В течении XVII века под давлением воинственных калмыцких племён в Северное Причерноморье начали переселение еще несколько волн ногаев. Борьба Крымского ханства с Польшей, Литвой и Москвой требовала огромных человеческих ресурсов. Именно их давала степь, с её большими и малыми кочевыми ордами.
Ногайцы охотно принимали участие в военных походах, но при этом отличались плохой дисциплиной и слабой организованностью. Во время военных кампаний они играли вспомогательную роль, как легкая кавалерия. К концу XVII столетия в
Побывавший в местах расселения ногаев французский архитектор и писатель Гийом де Боплан писал: «Одеждой этому народу служит короткая рубаха… которая спадает… ниже пояса, шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды из сукна или чаще из шерстяной ткани… Более зажиточные из них носят кафтан… а сверху суконный халат, подбитый лисьим или благородным куничьим мехом, шапка из такого же меха и сапоги из красного сафьяна… Простолюдины имеют на плечах только бараньи кожухи, вывертывая их шерстью наружу во время жары или в дождь… вооружены саблей, луком… с 18–20 стрелами, за поясом у них нож… Лишь богатые носят кольчугу».
Нередко ногайцы поднимали бунты против Крымского ханства и Османской империи. Наиболее значительными были их выступления в 1699–1703, 1727–1728 и 1758 годах. Причинами восстаний, чаще всего, были конфликты с Молдавским княжеством в буджакском пограничье.
Особенно тяжелый удар по ногайцам был нанесён в 1783 году, когда войска под командованием А. Суворова жестоко подавили восстание ногайских племен на Кубани. Кроме того, всё ногайское население в междуречье Дуная и Кубани было выселено в различные части Российской империи либо было вынуждено бежать на земли Османской империи. Ногайцы как единый народ прекратил своё существование и исчез с политической карты Европы. В настоящее время лишь небольшие группы этого народа живут в Казахстане, Северном Кавказе и Турции.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»