Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая

О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая

О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая
О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая
13.12.2016

Южная часть Бессарабии ещё со времен живших в этих краях половцев носит название Буджак (тюрк. угол). Этот край, начиная с VII ст., был зоной расселения булгар, создавших вместе с хазарами могучий каганат. Археологические раскопки в Килийском, Ренийском и Измаильском районах Одесской области свидетельствуют о наличии в Придунавье очагов салтово-маяцкой культуры, которую уже традиционно идентифицируют как культуру Хазарии.

Тюркские народы оставили на юге Украины многочисленные следы своего пребывания, в первую очередь в топонимике. С возникновением Золотой Орды и началом исламизации влияние тюрок в регионе еще больше усилилось. Переселение мусульманских миссионеров в улус Ногая в конце 70-х годов XIII ст. привело к возникновению многочисленных суфийских обителей.

Главой суфиев, переселившихся на земли на запад от Днестра, был шейх Сеййид Сары Салтук. О нём существует множество рассказов, некоторые из которых выглядят как легенды. Известно, что он был храбрым воином-газием, принимавшим участие в сражениях в Анатолии и на Балканах. В Крыму он был одним из самых видных деятелей суфийского ордена.

В Добрудже Сеййид Сары Салтук поселился в деревне, которая ныне носит название Баба Даг, но еще в XIV ст. она была известна под названием Баба Салтук. Об этом пишет арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший Добруджу в 1330 году: «Наконец добрались до небольшого города, известного по имени Баба Салтука, где заканчивалась земля тюрок… Между Баба Салтуком и первым византийским вилайетом простирается совершенно пустая степь, преодоление которой занимает 18 дней пешего пути».

Сеййид Сары Салтук умер в Добрудже в 1293 году (по другим сведениям, в 1296 году). Hа его могиле был построен мавзолей, сохранившийся до нашего времени и являющийся одним из мест паломничества мусульман Румынии.

Сохранилась память и о других мусульманских миссионерах края. Названия некоторых городов и поселков Добруджи носят имена своих основателей — суфийских шейхов: Исакча (Баба Исхак), Мачин (Баба Мачин), Тулча (Баба Тулчи). Помимо Добруджи, суфии жили и в Днепровско-Дунайском междуречье. Османский путешественник Эвлия Челеби записал легенду, связанную с жизнью одного такого миссионера — Мияк-Баба султана, который жил на берегу Днестра, недалеко от места, где он впадает в лиман.

«Татары называют это место Мияк-гечит. Это — страшная переправа на берегу Днестра, потому что река тут подобна морю… И [как раз] здесь находится место поклонения под названием Мияк-Баба-султан. В переводе с татарского языка это значит — „Масляный Баба“. [Говорят, что] однажды население [здешних] областей попросило одного святого [совершить] чудо. И тогда он сказал: „У меня ничего нет, и я подобен пустой торбе. Ведь для святых показать чудо так же трудно, как женщинам показать что-либо сокровенное или кому-нибудь перенестись в загробный мир. Ступайте, агнцы, — попросил он, — ничего чудесного у меня нет“.

В конце концов, не сумев избавиться от них, он в тот же момент обратился к Днестру и проговорил: „О, великая река! По повелению всевышнего Аллаха пусть течет здесь чистое желтое масло и сало“. И в тот же миг по воле Аллаха по Днестру начало течь желтое масло. Три дня и три ночи текло масло, и поверхность Черного моря покрылась маслом, и оно достигло даже Средиземного моря. Население Бендер, находившееся на берегу моря, собрало столько масла, что невозможно ни описать, ни рассказать. И когда все узнали об этом чуде, святой был уже мертв. Его погребли на этом самом месте. Впоследствии, здесь же, ханы прежних времен построили над каменным зданием высокий купол, который и поныне сохранился там. Рядом погребено много тысяч мучеников и праведников».

Поселок, где жил Мияк-Баба, сохранился до сих пор и носит название Маяки (видоизмененное от Мияк). Известно, что развалины мавзолея суфийского святого находились в Маяках еще и в начале ХХ века.

О том, что, помимо Мияк-Бабы, в междуречье Дуная и Днепра жили и другие дервиши, свидетельствует документ из польского архива Замойских. «От Тягини полдня (идти) на Кучурган, ниже Тягини — мечеть. На Карагаше после дня хода от того Кучургана, мечеть. Еще после дня хода от Карагаша к Куяльнику, мечеть. От Куяльника два дня хода к Бугу, Песчаному Броду, там две мечети. На реке Сухой Чартали, там, где она впадает в Буг, мечеть. От Песчаного Брода к Витовтому мосту, шесть миль, там мечеть».

Следует учесть, что польский автор документа едва ли мог отличить мечеть от мавзолея, где как правило, хоронили известных мусульман. Об этом же писал и османский султан Сулейман Великолепный в письме к польскому королю Сигизмунду Старому: «В тех границах (Днестровско-Днепровское междуречье) много мусульманских могил и мечетей… знаки еще не исчезли».

Деятельность мусульманских миссионеров в Северном Причерноморье принесла свои весомые плоды. С конца XIII ст. и вплоть до начала XIX ст. весь нынешний юг Украины был территорией Ислама.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
Северное Причерноморье
история Ислама в Украине
суфизм
татары
тюркские народы
топонимика
Золотая Орда
мечети

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/o-roli-sufiyskih-bratstv-v-islamizacii-severnogo-prichernomorya-xiii-xiv-vv-chast-vtoraya