О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая

О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая
Мечеть в Баба Даге (Добруджа)
О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая
Мавзолей Сары Салтука в Баба Даге
О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая
О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть вторая
13.12.2016
Оцените статью: 
(463 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Южная часть Бессарабии ещё со времен живших в этих краях половцев носит название Буджак (тюрк. угол). Этот край, начиная с VII ст., был зоной расселения булгар, создавших вместе с хазарами могучий каганат. Археологические раскопки в Килийском, Ренийском и Измаильском районах Одесской области свидетельствуют о наличии в Придунавье очагов салтово-маяцкой культуры, которую уже традиционно идентифицируют как культуру Хазарии.

Тюркские народы оставили на юге Украины многочисленные следы своего пребывания, в первую очередь в топонимике. С возникновением Золотой Орды и началом исламизации влияние тюрок в регионе еще больше усилилось. Переселение мусульманских миссионеров в улус Ногая в конце 70-х годов XIII ст. привело к возникновению многочисленных суфийских обителей.

Главой суфиев, переселившихся на земли на запад от Днестра, был шейх Сеййид Сары Салтук. О нём существует множество рассказов, некоторые из которых выглядят как легенды. Известно, что он был храбрым воином-газием, принимавшим участие в сражениях в Анатолии и на Балканах. В Крыму он был одним из самых видных деятелей суфийского ордена.

В Добрудже Сеййид Сары Салтук поселился в деревне, которая ныне носит название Баба Даг, но еще в XIV ст. она была известна под названием Баба Салтук. Об этом пишет арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший Добруджу в 1330 году: «Наконец добрались до небольшого города, известного по имени Баба Салтука, где заканчивалась земля тюрок Между Баба Салтуком и первым византийским вилайетом простирается совершенно пустая степь, преодоление которой занимает 18 дней пешего пути».

Сеййид Сары Салтук умер в Добрудже в 1293 году (по другим сведениям, в 1296 году). Hа его могиле был построен мавзолей, сохранившийся до нашего времени и являющийся одним из мест паломничества мусульман Румынии.

Сохранилась память и о других мусульманских миссионерах края. Названия некоторых городов и поселков Добруджи носят имена своих основателей  суфийских шейхов: Исакча (Баба Исхак), Мачин (Баба Мачин), Тулча (Баба Тулчи). Помимо Добруджи, суфии жили и в Днепровско-Дунайском междуречье. Османский путешественник Эвлия Челеби записал легенду, связанную с жизнью одного такого миссионера  Мияк-Баба султана, который жил на берегу Днестра, недалеко от места, где он впадает в лиман.

«Татары называют это место Мияк-гечит. Это  страшная переправа на берегу Днестра, потому что река тут подобна морю И [как раз] здесь находится место поклонения под названием Мияк-Баба-султан. В переводе с татарского языка это значит  Масляный Баба. [Говорят, что] однажды население [здешних] областей попросило одного святого [совершить] чудо. И тогда он сказал: У меня ничего нет, и я подобен пустой торбе. Ведь для святых показать чудо так же трудно, как женщинам показать что-либо сокровенное или кому-нибудь перенестись в загробный мир. Ступайте, агнцы,  попросил он,  ничего чудесного у меня нет.

В конце концов, не сумев избавиться от них, он в тот же момент обратился к Днестру и проговорил: О, великая река! По повелению всевышнего Аллаха пусть течет здесь чистое желтое масло и сало. И в тот же миг по воле Аллаха по Днестру начало течь желтое масло. Три дня и три ночи текло масло, и поверхность Черного моря покрылась маслом, и оно достигло даже Средиземного моря. Население Бендер, находившееся на берегу моря, собрало столько масла, что невозможно ни описать, ни рассказать. И когда все узнали об этом чуде, святой был уже мертв. Его погребли на этом самом месте. Впоследствии, здесь же, ханы прежних времен построили над каменным зданием высокий купол, который и поныне сохранился там. Рядом погребено много тысяч мучеников и праведников».

Поселок, где жил Мияк-Баба, сохранился до сих пор и носит название Маяки (видоизмененное от Мияк). Известно, что развалины мавзолея суфийского святого находились в Маяках еще и в начале ХХ века.

О том, что, помимо Мияк-Бабы, в междуречье Дуная и Днепра жили и другие дервиши, свидетельствует документ из польского архива Замойских. «От Тягини полдня (идти) на Кучурган, ниже Тягини  мечеть. На Карагаше после дня хода от того Кучургана, мечеть. Еще после дня хода от Карагаша к Куяльнику, мечеть. От Куяльника два дня хода к Бугу, Песчаному Броду, там две мечети. На реке Сухой Чартали, там, где она впадает в Буг, мечеть. От Песчаного Брода к Витовтому мосту, шесть миль, там мечеть».

Следует учесть, что польский автор документа едва ли мог отличить мечеть от мавзолея, где как правило, хоронили известных мусульман. Об этом же писал и османский султан Сулейман Великолепный в письме к польскому королю Сигизмунду Старому: «В тех границах (Днестровско-Днепровское междуречье) много мусульманских могил и мечетей знаки еще не исчезли».

Деятельность мусульманских миссионеров в Северном Причерноморье принесла свои весомые плоды. С конца XIII ст. и вплоть до начала XIX ст. весь нынешний юг Украины был территорией Ислама.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.