Южная часть Бессарабии ещё со времен живших в этих краях половцев носит название Буджак (тюрк. угол). Этот край, начиная с VII ст., был зоной расселения булгар, создавших вместе с хазарами могучий каганат. Археологические раскопки в Килийском, Ренийском и Измаильском районах Одесской области свидетельствуют о наличии в Придунавье очагов
Тюркские народы оставили на юге Украины многочисленные следы своего пребывания, в первую очередь в топонимике. С возникновением Золотой Орды и началом исламизации влияние тюрок в регионе еще больше усилилось. Переселение мусульманских миссионеров в улус Ногая в конце
Главой суфиев, переселившихся на земли на запад от Днестра, был шейх Сеййид Сары Салтук. О нём существует множество рассказов, некоторые из которых выглядят как легенды. Известно, что он был храбрым
В Добрудже Сеййид Сары Салтук поселился в деревне, которая ныне носит название Баба Даг, но еще в XIV ст. она была известна под названием Баба Салтук. Об этом пишет арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший Добруджу в 1330 году: «Наконец добрались до небольшого города, известного по имени Баба Салтука, где заканчивалась земля тюрок… Между Баба Салтуком и первым византийским вилайетом простирается совершенно пустая степь, преодоление которой занимает 18 дней пешего пути».
Сеййид Сары Салтук умер в Добрудже в 1293 году (по другим сведениям, в 1296 году). Hа его могиле был построен мавзолей, сохранившийся до нашего времени и являющийся одним из мест паломничества мусульман Румынии.
Сохранилась память и о других мусульманских миссионерах края. Названия некоторых городов и поселков Добруджи носят имена своих основателей — суфийских шейхов: Исакча (Баба Исхак), Мачин (Баба Мачин), Тулча (Баба Тулчи). Помимо Добруджи, суфии жили и в
«Татары называют это место
В конце концов, не сумев избавиться от них, он в тот же момент обратился к Днестру и проговорил: „О, великая река! По повелению всевышнего Аллаха пусть течет здесь чистое желтое масло и сало“. И в тот же миг по воле Аллаха по Днестру начало течь желтое масло. Три дня и три ночи текло масло, и поверхность Черного моря покрылась маслом, и оно достигло даже Средиземного моря. Население Бендер, находившееся на берегу моря, собрало столько масла, что невозможно ни описать, ни рассказать. И когда все узнали об этом чуде, святой был уже мертв. Его погребли на этом самом месте. Впоследствии, здесь же, ханы прежних времен построили над каменным зданием высокий купол, который и поныне сохранился там. Рядом погребено много тысяч мучеников и праведников».
Поселок, где жил
О том, что, помимо
Следует учесть, что польский автор документа едва ли мог отличить мечеть от мавзолея, где как правило, хоронили известных мусульман. Об этом же писал и османский султан Сулейман Великолепный в письме к польскому королю Сигизмунду Старому: «В тех границах (
Деятельность мусульманских миссионеров в Северном Причерноморье принесла свои весомые плоды. С конца XIII ст. и вплоть до начала XIX ст. весь нынешний юг Украины был территорией Ислама.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»