Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Культура > «Код самобытности народа». Как сохраняют орнамент крымских татар

«Код самобытности народа». Как сохраняют орнамент крымских татар

«Код самобытности народа». Как сохраняют орнамент крымских татар
«Код самобытности народа». Как сохраняют орнамент крымских татар
22.03.2018

Что такое орнамент орьнек? Почему национальный орнамент крымских татар важен и для украинской культуры? Какие символы изображены на старинных изделиях крымских татар? Как крымские татары сегодня сохраняют знания предков?

Об этом в эфире программы «Дневное шоу» на Радио Крым.Реалиирассказывает советник министра культуры Украины, руководитель общественной организации Alem Эсма Аджиева. Ведущая – Катерина Некречая.

– Министерство культуры Украины включило крымскотатарский орнамент орьнек в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия. Как долго вы этого добивались?

– Мы шли к этому моменту около полутора лет. Это только небольшая часть работы, по включению орнамента в реестр. На протяжении 230 лет – это две аннексии, депортация – наследие сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Когда наши мастера прикладного искусства, художники, творческие люди уже вернулись в Крым, то занялись именно оживлением – потому что орнамент не исчез, а сохранялся и передавался. Мы за эти полтора года большой командой крымских мастеров и командой общественной организации просто структурировали и привели информацию об орнаменте в такой вид, чтобы можно было его представить и номинировать на включение в национальный реестр. На протяжении этого года мы будем работать над номинационным досье для включения орнамента в перечень мирового наследства ЮНЕСКО.

Эмине Джеппар: «Орьнек – это часть общей очень богатой культуры орнамента у крымскотатарского народа. Учитывая, что крымские татары как мусульмане не могли изображать живое и жизнь, развитие получил именно орнамент. Орнамент – это такой код самобытности или сути народа. С его помощью крымские татары могли общаться друг с другом. Орнамент можно было встретить везде – в бытовых вещах, в одежде, это физическое изображение культурного кода крымскотатарского народа».

– Эмине Джеппар очень правильно сказала, что в исламе не приветствуется изображение живых существ. И поэтому крымскотатарская орнаменталистика выражается через растительный орнамент, геометрические линии. Каждый растительный орнамент что-то означает. К примеру, если это тюльпан, то это изображение юноши. Бадем («миндаль» в переводе с крымскотатарского) может быть с лепестками, немного раскрывшимся – это девушка, которая готова к замужеству, или совсем молодым – когда девочка юная.

Если проанализировать наши орнаменты, можно понять, что крымские татары – это не воинственный народ. Несмотря на все страшные вызовы, которые выпадают на нашу долю, мы стараемся транслировать мирные идеи, пытаться решать даже самые сложные вопросы путем консолидации, путем позитивных мыслей.

– Сколько нужно обучаться этому искусству составления орнамента?

– Если человек хочет стать специалистом по составлению орнамента, то не хватит всей жизни, чтобы изучить всю его палитру и разнообразие. Ведь для каждого региона в Крыму были характерны свои элементы, свои особенности, своя цветовая гамма. Это тот элемент материального наследия, который переплетается со всеми предметами прикладного искусства.

– Что нужно для того, чтобы ЮНЕСКО в свой перечень включила орьнек?

– Чтобы включить орнамент в мировой реестр, есть подготовительный период – подготовка номинационного досье. Она не заключается в том, что мы просто надлежащим образом готовим пакет документов и подаем его. К этому еще привязан ряд активностей. Ведь особенность наследия заключается не в том, что оно было когда-то и мы о нем вспоминаем, как о чем-то прошедшем. Мы должны ежедневно демонстрировать, что это наследие было, передавалось, а также живет и востребовано. Поэтому и нужно проведение мероприятий, мастер-классов, конференций и тематических проектов.

Нам удалось открыть секцию крымскотатарской гуманитаристики в Малой академии наук Украины. Это значит, что дети школьного возраста пишут научные работы, связанные с крымскотатарской тематикой. Мы призываем, чтобы не только крымскотатарские дети занимались этим и защищали свои работы, но и дети со всей Украины. Это пилотный проект, уже есть шесть заявленных участников. Их работы посвящены архитектуре Крыма, крымскотатарской орнаменталистике.

– Заинтересована ли Украина в создании музея крымскотатарской культуры, насколько это было бы востребовано?

– Мы периодически организовываем выставки, и все музеи для нас открыты. Одна из выставок работала в Музее Ивана Гончара больше месяца, хотя мы планировали полторы недели. Заинтересованных людей было так много, что музей попросил продлить выставку. Сейчас речи о том, чтобы создать музей, в котором будут находиться артефакты, нет. Но мы работаем над тем, чтобы создать электронный каталог. Наверное, это был бы стратегически более правильный шаг.

(Текст подготовил Андрей Рагин)

материал использован из: Крым.Реалии.

Теги: 
Эсма Аджиева
орнамент
крымские татары
орьнек
культура
сохранение
традиции

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/kod-samobytnosti-naroda-kak-sohranyayut-ornament-krymskih-tatar