«Код самобытности народа». Как сохраняют орнамент крымских татар

22.03.2018
Оцените статью: 
(511 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Что такое орнамент орьнек? Почему национальный орнамент крымских татар важен и для украинской культуры? Какие символы изображены на старинных изделиях крымских татар? Как крымские татары сегодня сохраняют знания предков?

Об этом в эфире программы «Дневное шоу» на Радио Крым.Реалиирассказывает советник министра культуры Украины, руководитель общественной организации Alem Эсма Аджиева. Ведущая – Катерина Некречая.

– Министерство культуры Украины включило крымскотатарский орнамент орьнек в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия. Как долго вы этого добивались?

– Мы шли к этому моменту около полутора лет. Это только небольшая часть работы, по включению орнамента в реестр. На протяжении 230 лет – это две аннексии, депортация – наследие сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Когда наши мастера прикладного искусства, художники, творческие люди уже вернулись в Крым, то занялись именно оживлением – потому что орнамент не исчез, а сохранялся и передавался. Мы за эти полтора года большой командой крымских мастеров и командой общественной организации просто структурировали и привели информацию об орнаменте в такой вид, чтобы можно было его представить и номинировать на включение в национальный реестр. На протяжении этого года мы будем работать над номинационным досье для включения орнамента в перечень мирового наследства ЮНЕСКО.

Эмине Джеппар: «Орьнек – это часть общей очень богатой культуры орнамента у крымскотатарского народа. Учитывая, что крымские татары как мусульмане не могли изображать живое и жизнь, развитие получил именно орнамент. Орнамент – это такой код самобытности или сути народа. С его помощью крымские татары могли общаться друг с другом. Орнамент можно было встретить везде – в бытовых вещах, в одежде, это физическое изображение культурного кода крымскотатарского народа».

– Эмине Джеппар очень правильно сказала, что в исламе не приветствуется изображение живых существ. И поэтому крымскотатарская орнаменталистика выражается через растительный орнамент, геометрические линии. Каждый растительный орнамент что-то означает. К примеру, если это тюльпан, то это изображение юноши. Бадем («миндаль» в переводе с крымскотатарского) может быть с лепестками, немного раскрывшимся – это девушка, которая готова к замужеству, или совсем молодым – когда девочка юная.

Если проанализировать наши орнаменты, можно понять, что крымские татары – это не воинственный народ. Несмотря на все страшные вызовы, которые выпадают на нашу долю, мы стараемся транслировать мирные идеи, пытаться решать даже самые сложные вопросы путем консолидации, путем позитивных мыслей.

– Сколько нужно обучаться этому искусству составления орнамента?

– Если человек хочет стать специалистом по составлению орнамента, то не хватит всей жизни, чтобы изучить всю его палитру и разнообразие. Ведь для каждого региона в Крыму были характерны свои элементы, свои особенности, своя цветовая гамма. Это тот элемент материального наследия, который переплетается со всеми предметами прикладного искусства.

– Что нужно для того, чтобы ЮНЕСКО в свой перечень включила орьнек?

– Чтобы включить орнамент в мировой реестр, есть подготовительный период – подготовка номинационного досье. Она не заключается в том, что мы просто надлежащим образом готовим пакет документов и подаем его. К этому еще привязан ряд активностей. Ведь особенность наследия заключается не в том, что оно было когда-то и мы о нем вспоминаем, как о чем-то прошедшем. Мы должны ежедневно демонстрировать, что это наследие было, передавалось, а также живет и востребовано. Поэтому и нужно проведение мероприятий, мастер-классов, конференций и тематических проектов.

Нам удалось открыть секцию крымскотатарской гуманитаристики в Малой академии наук Украины. Это значит, что дети школьного возраста пишут научные работы, связанные с крымскотатарской тематикой. Мы призываем, чтобы не только крымскотатарские дети занимались этим и защищали свои работы, но и дети со всей Украины. Это пилотный проект, уже есть шесть заявленных участников. Их работы посвящены архитектуре Крыма, крымскотатарской орнаменталистике.

– Заинтересована ли Украина в создании музея крымскотатарской культуры, насколько это было бы востребовано?

– Мы периодически организовываем выставки, и все музеи для нас открыты. Одна из выставок работала в Музее Ивана Гончара больше месяца, хотя мы планировали полторы недели. Заинтересованных людей было так много, что музей попросил продлить выставку. Сейчас речи о том, чтобы создать музей, в котором будут находиться артефакты, нет. Но мы работаем над тем, чтобы создать электронный каталог. Наверное, это был бы стратегически более правильный шаг.

(Текст подготовил Андрей Рагин)

материал использован из: Крым.Реалии.

Тайны крымскотатарского орнамента. Интервью с Эсмой Аджиевой – Радио Крым.Реалии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.