Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Точка зрения > Игорь Семиволос: признание ХАМАС террористической организацией не отвечает национальным интересам Украины

Игорь Семиволос: признание ХАМАС террористической организацией не отвечает национальным интересам Украины

 признание ХАМАС террористической организацией не отвечает национальным интересам Украины
 признание ХАМАС террористической организацией не отвечает национальным интересам Украины
 признание ХАМАС террористической организацией не отвечает национальным интересам Украины
28.05.2021

Известный украинский эксперт, директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос считает, что в конфликте между Израилем и Палестиной Украина должна способствовать реализации резолюций СБ ООН, направленных на справедливое урегулирование ближневосточного конфликта. Об этом он пишет на своей странице в соцсети «Фейсбук». Приводим полный текст анализа.

Предлагаю вашему вниманию конфликтологический анализ постановления 5530 о признании Украиной ХАМАС террористической организацией, зарегистрированного депутатом от партии «Слуга народа» Василевской-Смаглюк.

Для этого предлагаю воспользоваться методологией «Не навреди» — «Do No Harm», которую используют для анализа результативности гуманитарных миссий в зонах конфликтов. В своем анализе мы опираемся на позицию Украины, выраженную президентом Украины В. Зеленским в твиттере: «Нужно немедленно остановить эскалацию ради жизни людей». То есть украинская официальная позиция заключается в немедленной деэскалации конфликта и прекращении кровопролития для сохранения жизни людей и продолжения мирного процесса по принципу «Two-state solution».

Начнем наш анализ с определения контекста конфликтной ситуации. 11-дневный конфликт остановлен усилиями США, а также группой стран на Ближнем Востоке, в частности Египта, которые присоединились к переговорному процессу между сторонами. Кто в этом конфликте прямые враждующие стороны — непосредственные конфликтующие актеры: с одной стороны, это государство Израиль во главе с премьером Биньямином Нетаньяху, с другой стороны — ХАМАС, или Исламское движение сопротивления. Все это происходит на фоне длительного, многолетнего насильственного конфликта за ресурсы (контроль над землей) и за идентичность (образно говоря, право на первородство). Несмотря на распространенные разговоры о том, что якобы за палестинцами стоит какая-то огромная сила в виде арабских наций и государств, это утверждение как минимум устарело лет на 30, а то и больше. Финансовая помощь палестинцам присутствует (например, Катар предоставляет около 1 млрд долларов Газе), но она скорее позволяет ХАМАСу поддерживать низкий уровень для существования своих граждан в условиях блокады, но никоим образом не обеспечивает стратегических преимуществ над Израилем. Есть еще, конечно, Иран, передающий ХАМАСу технологии и, подозреваю, составляющие для производства ракет и беспилотников. При этом понятно, что по мере удешевления технологий преимуществ государственных образований над негосударственными будет становиться все меньше, а вреда, который могут нанести негосударственные образования, будет все больше. Кроме вышеназванных актеров, еще есть Палестинская Автономия во главе с Махмудом Аббасом, он же Абу Мазен, который в отличие от руководства ХАМАСа, обременен определенными обязательствами и должен действовать в ситуации цугцванга, где каждый следующий шаг затрудняет его ситуацию. Это можно проследить, рассматривая дилемму Восточного Иерусалима и выборов, с которой он столкнулся. Не отменять выборы и фактически признать, что Восточный Иерусалим юридически не входит в будущее Палестинское Государство, или отменять выборы и подвергаться обвинениям в узурпации власти и боязни проиграть выборы ХАМАСу.

На этом фоне происходят события в Иерусалиме, где усилиями полиции и праворадикальных экстремистских еврейских групп раздувается конфликт во время празднования мусульманского месяца Рамадан. То есть актерами, непосредственно вовлеченными в конфликт, являются также еврейские экстремисты, радикальная арабская молодежь и израильская полиция. Кроме того, актерами являются активисты, протестующие против выселения арабов из района Шейх-Джарра в Восточном Иерусалиме, и опять-таки поселенческая еврейская организация, подавшая иск, на основании которого принято решение о выселении; крайнеправые политики во главе с Итамаром Бен-Гвиром, лидером партии «Оцма егудит» («Еврейская сила»).

Теперь переходим к постановлению, которое, как мы с вами выяснили, должно соответствовать интересам Украины.

Первый уровень нашего анализа — оценка систем и институтов сторон конфликта.

ХАМАС контролирует ситуацию в секторе Газа, ведет переговоры с ФАТХ (правящая партия в рамках зонтичной Организации освобождения Палестины) по преодолению последствий гражданского конфликта 2007 года и одновременно пытается усилить свое влияние на Западном берегу реки Иордан, используя обстоятельства конфликта вокруг Восточного Иерусалима, в том числе для победы на предстоящих выборах. Главная цель ХАМАСа — это победа над Израилем и возвращение палестинских земель. С другой стороны, это Израиль в лице премьер-министра Нетаньяху, который хочет и дальше оставаться на этой должности или в крайнем случае выиграть еще одни, уже пятые за последние два года, выборы. Стратегическая задача Нетаньяху заключается в торможении мирного процесса и поддержке колонизационной политики (строительство поселений) на оккупированных территориях, против чего выступает Украина. См. голосование за резолюцию СБ ООН 2334 от 23 декабря 2016 о создании израильских поселений на территориях Палестины, захваченных 1967 году, включая Восточный Иерусалим.

Уменьшит ли уровень вражды и противостояния институтов предложенное постановление? Нет. Мы к тому же дискредитируем свои голосования в ООН, демонстрируя непоследовательность и несерьезность нашей позиции.

Следующий уровень — отношения и действия.

Стороны относятся друг к другу враждебно, существуют многочисленные случаи, свидетельствующие о системной дискриминации палестинцев и даже сложившемся режиме апартеида в отношении палестинцев, проживающих на оккупированных территориях (см. отчет израильской правозащитной организации «Бцелем»). Армия и полиция действуют грубо и не несут юридической ответственности за смерть палестинцев, объясняя их убийства необходимой обороной из соображений безопасности (см. дискуссию относительно расширения юрисдикции Международного уголовного суда на Западный берег и сектор Газа). Также в Израиле, особенно на территориях, поселенцы часто применяют оружие и убивают палестинцев, а еще портят их имущество. В Израиле действуют законы, позволяющие коллективное наказание — от подрыва домов, где жили террористы-смертники, до блокады или закрытия тех или иных территорий.

Палестинцы демонстрируют высокий уровень ненависти к израильтянам, особенно к тем, кто живет на территориях. Имеют место убийства или попытки убийства поселенцев. Палестинцы осуществляют террористические акты на территориях и в самом Израиле, действуя неизбирательно против мирного населения. Палестинцы регулярно обстреливают ракетами юг Израиля из сектора Газа, а в последнее время и центр страны.

Будет ли постановление способствовать улучшению отношения сторон конфликта друг к другу, уменьшит ли оно количество враждебных актов? Нет, наоборот, она может усилить вражду в Украине между сообществами арабов и евреев, проживающих в нашей стране, поскольку мы демонстрируем расположение к одной из сторон, и формально СБУ должно начать осуществление оперативных мероприятий на предмет поиска сторонников ХАМАСа. Вполне возможно, что в этом случае любая демонстрация несогласия с политикой Израиля и поддержка жителей Газы может рассматриваться как поддержка террористической деятельности.

Следующий уровень — ценности и интересы.

И палестинцы, и израильтяне — националисты, стремящиеся обладать территорией исторической Палестины. Одни апеллируют к 2000-летней истории и Священному Писанию, другие — к непрерывному проживанию на этой территории на протяжении веков. Их религии, иудаизм и ислам, происходят из одного корня, а народы по происхождению является семитскими, что, кстати, лишает убедительности термин антисемитизм. Оба народа хотят жить в мире и безопасности, свободно и без насилия.

Будет ли способствовать последнему это постановление? Нет. Более того, оно предоставляет преимущества израильской позиции, не учитывая обстоятельств, в которых происходила эскалация. Учитывая активное сотрудничество с арабскими странами, это постановление может нанести ущерб нашим экономическим интересам или усложнит поддержку арабами нашей позиции в ходе голосования на международных форумах. Кстати, среди тем, связанных с Украиной, которые системно отслеживаются в Израиле, помимо антисемитизма [можно назвать] растущий уровень нашего экономического сотрудничества с арабами.

Следующий уровень — опыт.

У обеих сторон есть драматический опыт, который в значительной степени усиливает их стремление к безопасности и готовности к применению насилия (в ответ). Коллективная травма Холокоста (Шоа) и изгнания 1948 года (Накба) — и первое, и второе переводится как Катастрофа — не сближает позиции сторон, не усиливает сочувствие между ними, однако усиливает жалость к себе и готовность к насилию. В то же время у сторон имеется и отличный опыт: большинство израильтян наслаждается демократическим правлением, тогда как палестинцы в течение 70 лет находятся в состоянии оккупации — сначала иорданской, а затем еврейской. Демократические практики на палестинских территориях развиты слабо, а практики решать проблемы путем насилия распространены.

Можем ли мы этим постановлением чем-то им помочь? Вопрос риторический.

И последний уровень — символы и случаи.

Каждая сторона благосклонно относится к актам, демонстрирующим поддержку их интересам и стремлениям. Впрочем, Израиль часто злоупотребляет, особенно когда ставит знак равенства между критикой политики Израиля на Ближнем Востоке и антисемитизмом, превращая еврейские общины в других местах в заложников интересов конкретных израильских политиков. Я, конечно, не могу утверждать, что у этого постановления в Тель-Авиве или Иерусалиме есть куратор, который в рамках усиления израильской позиции реализует акцию содействия через украинского депутата. Это, конечно, чушь, ведь наши депутаты кристально честны и действуют только в соответствии с украинским законодательством. Но, если бы я был тем несуществующим куратором, я бы действовал именно таким образом и с удовольствием ожидал бы повышения или очередной звездочки.

Итак, зарегистрированное постановление 5530 не отвечает национальным интересам Украины. Украина, как и раньше, должна осуждать применение обеими сторонами неизбирательного насилия против мирного населения и способствовать реализации резолюций СБ ООН, направленных на справедливое урегулирование ближневосточного конфликта.

 

Теги: 
Ближний Восток
ХАМАС
Игорь Семиволос
Центр ближневосточных исследований

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/tochka-zreniya/igor-semivolos-priznanie-hamas-terroristicheskoy-organizaciey-ne-otvechaet