Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Культура > Золотые руки Халиде Кепчаковой

Золотые руки Халиде Кепчаковой

15.09.2011

Те, кто думает, что мастерство золотошвеек осталось в прошлом, сильно ошибаются. Конечно, сегодня женщин, увлеченных этим видом творчества (иного слова здесь и не подберешь), значительно меньше, чем, скажем, в прошлые века, но они есть. В этом журналистка «Крымских известий» убедилась в Бахчисарае, где познакомилась с мастерицей Халиде Кепчаковой.

Иначе как гармонией фантазии и красоты ее многочисленные работы не назовешь — удивительные рукотворные вышивки, украшающие стены просторного дома, диванные подушки и покрывала. От них невозможно оторвать взгляд — вроде «простые» орнаменты, но сколько в них изысканности и изящества, присущих восточной культуре изображения.

Именно Восток, который, как известно, «дело тонкое», стал колыбелью вышивки, хотя пальму первенства оспаривали и древние греки, и финикийцы. Как бы то ни было, но ручное плетение орнамента стало любимым делом тысяч женщин, включая царской крови, — общеизвестно, что Мария Антуанетта в свободное от государственных дел время любила вышивать. А вот золотошвейное искусство первоначально было уделом сильного пола, поскольку больше напоминало кузнечное ремесло: нитки были сделаны из настоящего золота, и требовалась недюжинная сила вбить их на подоснову — настил из шерсти — и закрепить каждый шов.

— Сейчас, — говорит Халиде, — процесс не столь трудоемок, поскольку нитки из люрекса, а основой служит картон, но терпение тоже требуется недюжинное — порой на одну вышивку уходит до 20—30 дней. К примеру, над подушкой для Ханского дворца группа вышивальщиц работала почти месяц.

Сегодня мастерица из Бахчисарая считается одной из лучших золотошвеек автономии, у нее есть ученики, она дает мастер-классы по всему полуострову. Трудно себе представить, что за 15 лет (а именно столько женщина занимается вышивкой) можно достичь немыслимых успехов в таком непростом виде творчества. У Халиде — множество заказов: она вышивает футляры для Корана, свадебные платья для невест, покрывала и скатерти. Работа — штучная, своего рода «прет-а-порте», для людей состоятельных, но женщина мечтает о времени, когда каждый желающий сможет себе позволить «эксклюзив от Халиде». Работы она не «ставит на поток», не торгует ими на многочисленных ярмарках и выставках творчества крымских умельцев — это ее принцип. Изделие должно быть в единственном экземпляре, иначе его ценность резко снижается.

Такой подход мастера к своему детищу вполне оправдан: каждая работа — частичка души. К любой вышивке надо приступать с чистыми помыслами, молитвой и добрыми словами — тогда и на полотне отра­зится внутреннее состояние золотошвеи, «родятся» философские сюжеты на тему любви и верности, радости и бренности человеческого бытия.

В татарской национальной вышивке преобладает два основных вида — махлома и двусторонняя гладь. Первую называют «королевой вышивки», но мастерица считает, что обе достойны почетного титула. Ее работы, выполненные в двух традиционных техниках, экспонировались в Польше и Турции, во многих городах нашей страны. В орнаменте преобладает растительность, но это не просто «листик» или «травинка» — каждый стежок несет смысловую нагрузку. Кипарис олицетворяет мужчину, главу дома, кормильца, гибкая ветка рядом — мудрую и нежную женщину, хранительницу очага. Над разгадкой каждой из работ можно сидеть часами и все время находить в этой восточной символике новые смыслы.

«А вот на этой, пока пустой стене, — говорит Халиде, — скоро будет большое панно, к которому собираюсь приступить после возвращения из Севастополя, где проходит моя выставка. Надеюсь, оно получится, как задумано».

Конечно, получится, ведь не только нитки, но и руки у мастерицы — золотые.

По материалам «Крымские известия»

Ссылки по теме:

Выставка крымскотатарской вышивки в Бахчисарае

В Крымскотатарском музее искусств открылась выставка «Золотой иглы творенье»

Богатые традиции исламской вышивки представлены на выставке в Абу-Даби

Теги: 
крымские татары
вышивка
Кепчакова

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/zolotye-ruki-halide-kepchakovoy