Те, кто думает, что мастерство золотошвеек осталось в прошлом, сильно ошибаются. Конечно, сегодня женщин, увлеченных этим видом творчества (иного слова здесь и не подберешь), значительно меньше, чем, скажем, в прошлые века, но они есть. В этом журналистка «Крымских известий» убедилась в Бахчисарае, где познакомилась с мастерицей Халиде Кепчаковой.
Иначе как гармонией фантазии и красоты ее многочисленные работы не назовешь — удивительные рукотворные вышивки, украшающие стены просторного дома, диванные подушки и покрывала. От них невозможно оторвать взгляд — вроде «простые» орнаменты, но сколько в них изысканности и изящества, присущих восточной культуре изображения.
Именно Восток, который, как известно, «дело тонкое», стал колыбелью вышивки, хотя пальму первенства оспаривали и древние греки, и финикийцы. Как бы то ни было, но ручное плетение орнамента стало любимым делом тысяч женщин, включая царской крови, — общеизвестно, что Мария Антуанетта в свободное от государственных дел время любила вышивать. А вот золотошвейное искусство первоначально было уделом сильного пола, поскольку больше напоминало кузнечное ремесло: нитки были сделаны из настоящего золота, и требовалась недюжинная сила вбить их на подоснову — настил из шерсти — и закрепить каждый шов.
— Сейчас, — говорит Халиде, — процесс не столь трудоемок, поскольку нитки из люрекса, а основой служит картон, но терпение тоже требуется недюжинное — порой на одну вышивку уходит до 20—30 дней. К примеру, над подушкой для Ханского дворца группа вышивальщиц работала почти месяц.
Такой подход мастера к своему детищу вполне оправдан: каждая работа — частичка души. К любой вышивке надо приступать с чистыми помыслами, молитвой и добрыми словами — тогда и на полотне отразится внутреннее состояние золотошвеи, «родятся» философские сюжеты на тему любви и верности, радости и бренности человеческого бытия.
В татарской национальной вышивке преобладает два основных вида — махлома и двусторонняя гладь. Первую называют «королевой вышивки», но мастерица считает, что обе достойны почетного титула. Ее работы, выполненные в двух традиционных техниках, экспонировались в Польше и Турции, во многих городах нашей страны. В орнаменте преобладает растительность, но это не просто «листик» или «травинка» — каждый стежок несет смысловую нагрузку. Кипарис олицетворяет мужчину, главу дома, кормильца, гибкая ветка рядом — мудрую и нежную женщину, хранительницу очага. Над разгадкой каждой из работ можно сидеть часами и все время находить в этой восточной символике новые смыслы.
«А вот на этой, пока пустой стене, — говорит Халиде, — скоро будет большое панно, к которому собираюсь приступить после возвращения из Севастополя, где проходит моя выставка. Надеюсь, оно получится, как задумано».
Конечно, получится, ведь не только нитки, но и руки у мастерицы — золотые.
По материалам «Крымские известия»
Ссылки по теме:
Выставка крымскотатарской вышивки в Бахчисарае
В Крымскотатарском музее искусств открылась выставка «Золотой иглы творенье»
Богатые традиции исламской вышивки представлены на выставке в Абу-Даби