Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Анализ > Верховная Рада приравняла переселенцев к несовершеннолетним и недееспособным

Верховная Рада приравняла переселенцев к несовершеннолетним и недееспособным

16.07.2015

«Вычеркнутые из сообщества: депутаты лишили переселенцев права голоса» — таково название пресс-брифинга, состоявшегося 16 июля 2015 г. в Украинском кризисном медиа-центре. Представители СМИ выслушали точку зрения соучредителя и координатора гражданской инициативы «Крым-SOS» — Тамилы Ташевой, председателя правления благотворительного фонда «Восток-СОС» Александры Дворецкой и правового аналитика ВБФ «Право на защиту» Сулеймана Мамутова.

Представители общественных организаций, отстаивающих права вынужденных переселенцев, проанализировали положения принятого на пленарном заседании Верховной Рады Украины закона «О местных выборах» № 2831–3, лишив тем самым полтора миллиона граждан права участвовать в выборах этой осенью. За этот дискриминирующий вынужденных переселенцев законопроект проголосовали 257 народных избранников. Отныне переселенцы не смогут повлиять на избрание местной власти. Согласно новому закону, «принадлежность гражданина к соответствующей территориальной общине и проживание его на соответствующей территории определяется его зарегистрированным местом жительства», а «документом, который удостоверяет личность, подтверждает гражданство и удостоверяет место жительства избирателя на местных выборах, является паспорт гражданина Украины или временное удостоверение гражданина Украины, — говорилось в ходе пресс-брифинга, — Переселенцы, согласно действующему законодательству, не регистрируют новое место жительства и не ставят отметку в паспорте, а получают справку внутренне перемещенного лица с отметкой места проживания. Таким образом, они не будут включены в списки избирателей и лишатся конституционного права на голосование.

— Лишив переселенцев права голоса, Верховная Рада то ли усомнилась в их гражданстве, то ли причислила их к несовершеннолетним и недееспособным — ведь, в статье 70 Конституции, человек не имеет права голосовать только в этих случаях, — такое мнение высказала соучредитель и координатор общественной инициативы «Крым-СОС» Тамила Ташева.

Как отметил правовой аналитик ВБФ «Право на защиту» Сулейман Мамутов, лишение переселенцев права голоса противоречит как Конституции Украины, так и законодательтсу Украины в целом:

— Кроме того, что ст.5 Конституции определяет, что основным источником и носителем власти является народ Украины, который реализует свою власть на выборах, кроме того, есть Закон о местном самоуправлении, согласно которому какое-либо ограничение и дискриминация при участии граждан в самоуправлении запрещается, в том числе и — прежде всего — по цензу, от того, сколько человек фактически проживает на данной территории. Это противоречит и Закону о внутренне перемещенных лицах, которым обеспечиваются и гарантируются права этих лиц, и именно избирательное право, — пояснил Мамутов.

Глава правления БФ «Восток-СОС» Александра Дворецкая заострила внимание присутствующих на том, что вынужденные переселенцы являются «внутренне перемещенными лицами»:

— Я обращаю внимание, что они являются именно «внутренне перемещенными лицами», и хочу развеять миф о том, что, по утверждению многих политиков, этот их статус является «временным». Многие из этих людей уже никогда не вернется к тем местам проживания, где они до этого находились. И это означает, что они на сегодняшний день являются членами той громады, в которую они переехали. Этот факт уже свершился — они уже переселились и живут тут — в Киеве, Львове, в другом городе или селе. Но получилось так, что человек есть, а громады для него нет — территориальной громады, которую и избирают на этих местных выборах, — заметила Дворецкая.

— Получается, что человек уже не проживает в Донецке, Луганске или в Крыму — он переехал в тот или иной город, работает тут, платит налоги, пополняет местный бюджет, пользуется транспортом, магазинами, платит за детский сад своих детей, обращается в больницы за медпомощью — и он вправе выбирать, каким образом будет организована работа школ, медицинских учреждений, транспорта — а все это находится именно в ведении органов местного самоуправления, местных советов. Поэтому, наверное, человек имеет право влиять на это, однако законодатель лишает его возможности интегрироваться в то сообщество, в ту территориальную громаду, где ему предстоит жить — заявила она.

Говорилось во время пресс-брифинга и о том, что несмотря на аннулирование в Украине института прописки, на самом деле-де-факто прописка под видом регистрации миграционными службами места фактического проживания гражданина осталась. В связи с этим у журналистов возник вопрос — почему же, несмотря на то, что вынужденных переселенцев обязали пройти процедуру регистрации, они все же лишены права участвовать в жизни того сообщества, той громады, где они нашли пристанище.

— Мы знаем, что переселенцы это сделали — зарегистрировали свое место проживания — и так, как того требует закон, — сказала Александра Дворецкая, — Они имеют справку переселенца, в которой отмечено новое место проживания, штамп миграционной службы — на этой справке. Но у них отсутствует штамп в паспорте, на котором все акцентируют внимание — мол, только по штампу в паспорте он будет иметь право принять участие в выборах. Но что мы должны понять — наше современное законодательство лишит переселенца статуса переселенца, если у него этот штамп в паспорте появится. Как только вы, переехав из того же Крыма или Донецка в Киев, поставите штамп в именно в паспорте с надписью «город Киев», вы автоматически перестаете являться «переселенцем» и лишаетесь всех предусмотренных законом для этой категории населения прав и помощи со стороны государства.

Также в ходе пресс-брифинга приводились контрдоводы аргументам сторонников запрета на участие переселенцев в местных выборах:

— Развенчаю еще один миф, который является объяснением того, почему переселенцы не должны участвовать в местных выборах — якобы эти люди очень плохо понимают местную специфику. Должна сказать, что именно переселенцам приходится сталкиваться с таким количеством госучреждений и бюрократических процедур, с какими местным жителям не приходится сталкиваться и за пять лет. Человек ищет работу, ходит в центр занятости, в управление социальной зпщиты, в пенсионный фонд, он идет в учреждения образования — и поэтому больше, чем кто-либо, знает, как работает эта система в последнее время.

Координатор ГИ «Крым-SOS» Тамила Ташева скептически относится к попыткам внести на рассмотрение ВР нового отдельного законопроекта, направленного на восстановление прав вынужденных переселенцев:

— Даже если такой законопроект будет подан, вряд ли его успеют принять в те сроки, которые позволят ему вступить в силу до выборов, — сказала она.

Напомним, как сообщала Украинская правда со ссылкой на эксперта по вопросам внутренне перемещенных лиц Института общественно-экономически исследований Татьяну Дурневу, переселенцам c оккупированных территорий дадут право голоса на выборах отдельным законом. «Представители „Комитета избирателей Украины“ и „ОПОРА“ еще после первого рассмотрения законопроектов о местных выборах заявили о том, что в случае, если депутаты не учтут поправки о предоставлении права голоса переселенцам, тогда будет регистрироваться отдельный законопроект для урегулирования избирательного процесса в Донецкой и Луганской областях и обеспечения избирательных прав вынужденно перемещенных лиц», — цитирует ее Украинская правда.

В связи с этим была создана рабочая группа совместно с народными депутатами, представителями общественных, экспертных и научных организаций для написания данного законопроекта.

— Новый избирательный адрес внутренне перемещенного лица предлагается определять по месту фактического проживания избирателя, указанным в справке о постановке на учет такого лица как внутренне перемещенного лица, — отметила эксперт.

По ее мнению, именно изменение избирательного адреса даст право голосовать не только на местных выборах в октябре 2015 года, но и на следующих парламентских или президентских выборах.

Как известно, во вторник Рада приняла закон о местных выборах, который предусматривает избрание депутатов местных советов на пропорциональной основе с открытыми партийными списками. Согласно закону, выборы на оккупированных территориях Донбасса и в Крыму в связи с агрессией РФ 25 октября проводиться не будут «… в связи с осуществлением Россией временной оккупации и вооруженной агрессии против Украины и невозможностью обеспечения соблюдения стандартов проведения выборов Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе», — говорится в законе.

Теги: 
вынужденные переселенцы
Крым
Донецк
Луганск
оккупированные территории
права человека
выборы
Крым-СОС
Крым-SOS
Восток-СОС
Тамила Ташева
Верховная Рада

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/analiz/verhovnaya-rada-priravnyala-pereselencev-k-nesovershennoletnim-i-nedeesposobnym