Олег Ярош: Все больше людей испытывают потребность знакомства с мусульманской традицией

Олег Ярош: Все больше людей испытывают потребность знакомства с мусульманской традицией
02.05.2015
Оцените статью: 
(358 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

23 апреля в Институте всемирной истории НАН Украины в Киеве состоялся круглый стол «Современные трансформационные процессы в исламском мире: вызовы, проблемы, перспективы», который организовали отдел истории стран Азии и Африки ГУ «Институт Всемирной истории НАН Украины» и Украинский центр исламоведческих исследований. Во время мероприятия с докладом «Cуфийские сообщества Берлина: религиозные традиции и социокультурный аспект» выступил заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины, кандидат философских наук Олег Ярош. Сокращенный вариант доклада мы предлагаем нашим читателям.

- Первые суфийские общины появились в Европе в конце IXX века в портовых городах Великобритании и Франции. Состояли они в основном из тариката магрибского происхождения. Вообще, в западном суфизме первая волна прошла в первой трети ХХ века и была связана с движением традиционалистов. Это достаточно узкий круг, представленный такими деятелями, как Рене Генон, Мишель Вальсан и другими. Параллельно на западе распространилось другое направление, которое было представлено миссией Инаят Хана. У него была отличная трактовка определенных моментов, но это видение выходит за чисто исламские рамки.

После второй мировой войны в 50-80-е годы распространяется традиционалистское направление, представленное такими деятелями, как Титус Буркхарт, Мартин Лингз. Также в этой среде возникают западные тарикаты Майрамия и Мурабитун. Активно развивается инаятовская линия. Первые сообщества западного типа в Германии появляются в конце семидесятых годов и опять же связаны с традиционализмом. Хотя в центры, которые открывались тогда в Германии приезжали так называемые странствующие шейхи, как их называют исследователи. Такие, как шейх Назим аль-Кудриси и другие. И с тех пор благодаря иммиграции, суфизм в Германии приобретает очерченные формы. Как вы знаете, в шестидесятые годы Германия с целью развития промышленности подписала иммиграционные соглашения с Турцией, Тунисом, Марокко и сделала массовый доступ мусульманского населения к своей стране. Конечно приезжали и практикующие мусульмане, которые также принесли собственную традицию суфизма, который был распространен в османский и постосманский периоды.

Когда в 1973 году из-за нефтяного кризиса, связанного с определенными событиями на Ближнем Востоке, началась экономическая стагнация, и эти соглашения прекратили существование, но те эмигранты, которые остались благодаря программам воссоединения семей смогли перевезти своих близких и иммиграционные потоки даже увеличились.

Берлин, как известно, был разъединен до 1989 года. В восточной части жили мусульмане, преимущественно выходцы из Алжира, Афганистана и других стран, связанных с социалистическим лагерем, и их было немного. В западном Берлине жили 120 тысяч мусульманских иммигрантов, преимущественно из Турции. После воссоединения Берлина, когда появились новые возможности для развития малого и среднего бизнеса, начался иммиграционный бум. С 1990 по 2011 год количество мусульман увеличилось более чем вдвое. Сейчас их почти 250 тысяч. 73% из них турецкого происхождения, около 80 тысяч имеют гражданство, остальные имеют временный статус.

Этнически мусульманские, так сказать анклавы, в Берлине - это Кройцберг, Нойкёльн и Веддинг, всего около 7% составляет мусульманское население.

Что касается суфийских сообществ, наиболее распространенными можно считать движение Сульмаджала. Оно не является классически суфийским, но оно действительно является массовым, в Германии 100 тысяч последователей. Остальные это небольшие камеральные сообщества от 50 до 100 человек такие, как накшбандиа-рабаниа. Это последователи шейха Назима, который в прошлом году ушел из жизни и сейчас его сын возглавляет этот тарикат. Существует суданская и курдская ветви. Эти сообщества можно характеризовать как гибридные, где присутствуют смешанные культурные практики, потому что значительную часть составляют обращены в ислам европейцы.

Очень интересно, что в сообществе накшбандиа-хакания присутствуют не только новообращенные мусульмане, но и люди, которые только симпатизируют мусульманам. Такие деятели, как Шейх Назим не ставили жесткое условие, не требовали Байа. Можно было приобщиться к зикру и другим практикам без формального принятия ислама. Интересно, что эти люди даже читали намаз. Это довольно странная практика, которая немного шокировала.

Но есть другой момент. Многие немецкие мюриды скрывали свою мусульманскую идентичность. Они опасались реакции со стороны семей, все же Германия остается религиозно традиционной страной, особенно среди католиков, например, в Баварии или в Кельне. Некоторые боялись, что могут возникнуть проблемы на работе. Но встречалось и очень много людей, которые не скрывали свое мусульманство, и, что интересно, много женщин.

Посмотрим на другое гибридное сообщество - тарикат Бурханийа. Там другая и тоже довольно интересная ситуация из-за того, что суданцев достаточно мало, хотя шейх тариката переехал из Хартума и постоянно проживает около Гамбурга. Так что в этом сообществе 90% составляют немцы, прошедшие так сказать инкультурацию, и там другой способ следования традициям, так сказать, культурная стратегия. Они придерживаются всех предписаний ислама в личной жизни и не только ритуальных. Они пытаются изучать арабский язык, читать оригинальные тексты и Коран, и труды шейхов, большинство которых не переведены. Практикуют очень интересные формы, не только традиционные, но и интеграционные, характерные для европейцев. Например, семейные встречи по субботам, где обсуждают не только религиозные, но и вопросы культурной, общественной жизни.

В последнее время наблюдается тенденция, которую исследователи называют аутифентификацией. То есть множество людей, приходящих в суфийские тарикаты из-за интереса к суфизму все больше и больше испытывают потребность знакомства с мусульманской традицией, и тарикаты приобретают все более традиционные формы. Например, так произошло с тарикатом Бурханийа, о котором я уже рассказывал. В конце ноября в берлинском сообществе нынешний шейх тариката запретил собираться вместе мужчинам и женщинам, обязал носить хиджаб, а затем вообще отделил турецких мюридов от европейцев. Ситуация находится в процессе развития, я ее отслеживаю дистанционно. Как оно будет? Может это даст начало более аутентичным формам европейского, немецкого суфизма. Может немецкое сообщество пойдет по пути аутентификации, сближения с классической нормативной традицией ислама. А может произойдет откат в свободные, полуэзотерические формы.

Справка:

Накшбандия - суфийское братство, («Накшбанди-Хаккания», «Нашпандиа рабаниа хакания Накшбандийя»). Первый тарикат в Западной Европе представлен различными ветвями. В частности, в Великобритании существует несколько ответвлений тариката Накшбанди-муджаддид, основанные пакистанскими и индийскими шейхами.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.