Крымский вопрос на школе исламоведения: религиозная составляющая быта и политическое возрождение крымских татар

Елена Соболева
Михаил Якубович
Андрей Иванец

Первые летние исламоведческие школы, организаторами которых традиционно выступают ВАОО «Альраид» и Украинский центр исламоведческих исследований, проводились в Крыму  и это объяснимо, ведь на полуострове проживает наибольшее количество последователей Ислама. Однако из-за оккупации от этой традиции пришлось отказаться  в этом году участников V школы принимала «жемчужина Волыни»  город Острог. Тем не менее, участники мероприятия уделили внимание и крымской теме.

Издание «Крым. Реалии» отмечает, что исследования касались религиозной составляющей быта и истории, а также политического возрождения крымских татар.

Историк Андрей Иванец представил доклад о взаимодействии Временного Крымско-мусульманского исполнительного комитета и Украинской Центральной Рады, который несколькими неделями ранее уже представил в «Музее Украинской революции 19171921 годов».

В комментарии Крым. Реалии ученый отметил религиозную основу движения крымских татар за восстановление своих прав на родной земле. По его мнению, уроки 1917 года необходимы современным украинским и крымскотатарским политикам, чтобы в полной мере реализовать права коренного народа Крыма. Иванец подчеркнул: несмотря на неудачу, попытка создания своей государственности сто лет назад показала способность крымских татар к единению и самоорганизации в неблагоприятных условиях. Но недостаточное внимание украинских политиков начала прошлого века к Крыму привело к поражению крымскотатарского движения, а впоследствии  к геноциду обоих народов в Советском Союзе.

Андрей Иванец также констатировал, что аннексия Крыма лишила исследователей с материковой Украины доступа к значительному массиву документов из архивов полуострова, а это существенно осложняет работу ученых. Своё исследование он строил на основе анализа газетных публикаций 1917 года, а также изучая документы из киевских архивов.

Этнолог Елена Соболева поделилась результатами исследования сосуществования крымских мусульман с представителями других конфессий. Небольшое количество выступлений по крымским темам (а их в этом году было всего два) она пояснила отсутствием системной работы в предыдущие годы.

 За годы независимости у нас не сформировалась научная школа или организация, которая бы занималась изучением истории Крыма. Молодой ученый часто зависит от руководителей, коллег, а поскольку никто этой темой не занимался, то раньше и не особо приветствовали выбор такого направления исследований. Еще несколько лет назад обращение к изучению Крыма было спорадическим и несистемным,  рассказала Елена Соболева журналисту «Крым. Реалии».

Своё исследование она проводила в Крыму с 2006 по 2011-й годы, опрашивая старожилов. Уровень межконфессиональной толерантности, который зафиксировала исследовательница, впечатляет: мусульмане в Крыму позволяли христианам молиться в своих мечетях. Однако ситуация меняется:

 В результате депортации, религиозной и миграционной политики Советского Союза этнические и конфессиональные границы в Крыму разрушаются. Сегодня крымским татарам приходится их выстраивать практически с чистого листа: строить мечети, восстанавливать старые кладбища и т. п. Но это воспринимается негативно местными христианами, особенно теми, которые переселились сюда уже после депортации крымских татар. Поэтому это приводит к конфронтации и политизации религии,  отметила Елена Соболева.

Как отмечали участники школы в кулуарах, Крым и дальше воспринимается в Украине как часть страны, где традиционно исповедуют Ислам. Так что есть основания ожидать роста внимания исследователей к крымским мусульманам: как переселенцам, так и остающимся на родной земле.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.