О мусульманских мотивах в работах украинских писателей — доклад участницы VI Международной исламоведческой школы

О мусульманских мотивах в работах украинских писателей — доклад участницы VI Международной исламоведческой школы
О мусульманских мотивах в работах украинских писателей — доклад участницы VI Международной исламоведческой школы
«Украина находится на водоразделе двух могущественных цивилизаций — христианской (Западной) и мусульманской (Восточной), и это обуславливает тесные связи с Исламом, которые своими корнями уходят в очень давние времена (еще от Киевской Руси). В XV—XVI вв. драматические исторические события, связанные с турецко-татарскими походами на украинские земли, дали богатый материал для литературных произведений», — такой исторической справкой начала свой доклад старший научный сотрудник Львовского музея Ивана Франко Соломия Вивчар на VI Международной исламоведческой школе. В частности, речь шла о таких писателях, как Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Агафангел Крымский и Иван Франко.
 
Говоря о давней украинской литературе в контексте исламских параллелей, ученый, прежде всего, вспомнила Григория Сковороду:
 
— В древней украинской литературе восточные нарративы прослеживаются, прежде всего, в фольклорных источниках, в частности народных думах. Кроме этого, интересные параллели с мусульманским вероучением находим в творчестве Григория Сковороды. Утверждать, что выдающийся философ находился под влиянием философии Ислама, пожалуй, не стоит, однако, в его творчестве заметны определенные параллели со взглядами мусульманского философа Аль Газали, трактат которого «Поучение философов» (переведен без указания авторства) был известен в Украине под названием «Логика Авиасафа» («Киевская логика»). Популярный со времен Киевской Руси, этот трактат имел влияние и на украинскую философскую мысль, — отметила Соломия Вивчар.
 
Как отметила докладчик, в трактате Аль Газали «Эликсир счастья» прослеживаются схожие со Сковородой концепции, в частности, о познании Бога сердцем, а не разумом:
 
— Оба философы в своем учении опираются на священные книги: Аль Газали на Коран, Сковорода — на Библию. Украинский просветитель, по определению Чижевского, принадлежит к школе «философии сердца», Аль Газали в трактате «Эликсир счастья» также большое (даже центральное) внимание уделяет сердцу человека. В философском учении обоих философов прослеживается много общих черт — учение о видимом (материальном) и невидимом (духовном) мире, ограничения и аскетизм, путь человека к счастью, познание не умом, а сердцем и др.
 
Впрочем, как отметила Соломия Вивчар, тема сходства философии Григория Сковороды с исламской очень сложная и мало изучена, поэтому требует дальнейшего тщательного сравнительного исследования.
 
Докладчик также рассказала и о восточных сказках Ивана Франко — любимом произведении украинской детворы «Башмаки Абу-Касима» и «Кузнец Бассим», сюжеты которых писатель позаимствовал из сборника «Тысяча и одна ночь», его научном исследовании «К вопросу о преданиях о пророке Магомете у славян», переводах с арабской и тюркской поэзии «Крымский хан Гази-Гирей (1588 — 1607) и кое-что из его стихотворений» и староарабских стихах.
 
Напомним, об интересе Ивана Франко к исламской цивилизации 15 июня говорили на встрече С Востока свет, которая состоялась во Львовском литературно-мемориальном музее Ивана Франко.
 
Отдельно Соломия Вивчар остановилась на таких темах, как «Тарас Шевченко и Ислам», «Пантелеймон Кулиш — украинский туркофил», «Агафангел Крымский — первое в Украине научное осмысление Ислама».
 
Читайте по теме:
 
 
 
 
 
 

 

02.07.2017 г.. Доклад Соломии Овчар на VI Международной исламоведческой школе
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.